Конспект

Эффективность восприятия лекции зависит от нескольких факторов. Во-первых, от интереса к лекции, во-вторых, от физического состояния во время лекции, в-третьих, от понимания того, что говорится лектором, в-четвертых, от умения вести записи.

Конспектирование – это основной вид работы студента на лекции. Слово «конспект» означает краткое письменное изложение содержания чего-либо и восходит к латинскому «conspectus» – обзор, обозрение, очерк.

Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками.

Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же студент стремиться записать дословно всю лекцию, то такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее…». Им хочется, чтобы лекция превратилась в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений и не размышляет над ними.

Скорость изложения материала лектором в среднем темпе превышает скорость записывания его слов в 10 раз. Задача слушателя должна состоять не в том, чтобы записывать все подряд (это и невозможно), а в том, чтобы усвоить и зафиксировать основную концепцию лектора.

Интересно
Что же надо записывать на лекции? Прежде всего – тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем – некоторые яркие примеры, определения и выводы, которые дает лектор по материалу.

Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное.

Рассмотрим разные техники ведения конспектов и способы расположения конспекта на листе.

Первый вариант

Конспект

Вопросы задает преподаватель. А можно самому себе задавать вопросы, которые вероятно и задаст преподаватель на экзамене:

  • Какое событие произошло в …?
  • Какая зависимость между …?

Все это помогает при подготовке к экзамену.

Второй вариант

Конспект

Идея: фамилия, год…

Комментарии: что сделали, что было…

Третий вариант

Многоуровневый конспект.

1. Главная идея

А. Менее главная идея.

· Подзаголовок.

· Еще подзаголовок.

Таким образом осуществляется систематизация информации. Особенно удобно на компьютере, когда можно добавлять. С одной стороны, очень простой, с другой – четкая структура.

Четвертый вариант

Конспектирование с помощью интеллект-карт, которые были созданы Тони Бьюзеном в противовес традиционным способам конспектирования и ведения записей. Бьюзен – психолог, который хорошо разобрался в особенностях восприятия информации индивидами. Он убрал из конспектов все лишнее и предложил очень простую систему, которую до него уже использовали. Просто Тони Бьюзен открыл ее заново.

Интеллект-карты – это:

  1. Простой и удобный способ структурирования информации.
  2. Записи, которые легко воспринимаются.
  3. Наличие выделенных главных понятий и категорий, опорных точек.
  4. Минимальное количество текста.
  5. Понятная структура.

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) – метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план1.

Интеллект-карты создаются на листе бумаги, который обычно располагается горизонтально

Вместо простой линейной записи здесь используется радиальный способ. Все ключевые слова размещаются на ветках, причем рекомендуется использовать одно слова для каждой ветки, а не целые фразы. Человеку, который ведет такую запись, нужно всего лишь выбирать самые яркие и запоминающиеся понятия, которые он будет использовать в качестве опорных точек.

Конспект

Пятый вариант

Конспектирование с помощью ведения двухчастного дневника. Назначение: записи на лекции, вебинаре, конференции, конспектирование статьи. Элементы: 4 колонки: в левой части развернутого листа – 1 колонка, в правой части – 3 колонки.

Правила. В первой колонке пишется то, что привлекло ваше внимание, вызвало яркий эмоциональный отклик; как правило – это цитата. Во второй колонке то, что понравилось, важная мысль, на которую будете опираться (это может быть связано со своими интересами, темой курсовой работы и др.). В третьей колонке формулируется значимый вопрос, на который натолкнула цитата. В четвертой колонке – задача, которая рождает замысел, мотивирует дальнейшее действие.

Двухчастный дневник – это интерактивный приём работы с текстом. Предполагает запись читательских рассуждений, комментариев, оценок по определенной схеме: в одной части записываются цитаты, в другой – комментарии к ним.

Шестой вариант

Метод Корнелла – это система ведения конспектов, разработанная в 1940-х годах Уолтером Жуком, профессором Корнелльского университета. Метод Корнелла обеспечивает систематический формат для сокращения и организации конспектов.

Конспект

Пять ключей к успешному конспектированию:

  1. Записывать
  2. Сокращать
  3. Излагать
  4. Отображать
  5. Просматривать

Интересные факты:

  • средняя скорость речи составляет 140сл./мин., а скорость записи без особой подготовки – 30сл./мин;
  • на все изучаемые предметы в вузе достаточно порядка 50 сокращений;
  • чтобы успеть привыкнуть к сокращениям, необходимо всего 1-3 недели.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т. п. А ещё лучше – разработать собственную «маркографию».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)