Курсовая работа

Курсовая работа – это законченное самостоятельное учебное исследование или решение частной практической задачи по конкретной учебной дисциплине (модулю) основной профессиональной образовательной программы.

В учебном подразделении разрабатывается «Положение о курсовой работе», с которым вы можете познакомиться. Положение хранится на кафедре, а также может быть размещено на сайте вуза.

К курсовой работе предъявляются следующие требования:

  • выбранная тема должна быть актуальна;
  • работа должна быть написана с привлечением различных источников по избранной теме;
  • курсовая работа должна завершаться заключением, в котором формулируются конкретные выводы;
  • в работе должен быть логично и четко представлен материал, изложенный в научном стиле;
  • работа должна быть оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями (положение о курсовой работе);
  • работа должна быть написана самостоятельно, так как она подлежит проверке на предмет неправомерных заимствований.

Этапы выполнения курсовых работ:

  1. Выбор темы.
  2. Закрепление темы курсовой работы за студентом и назначение руководителя.
  3. Изучение требований, предъявляемых к курсовой работе, составление библиографии, изучение специальной литературы и источников.
  4. Обработка, анализ и обобщение собранных материалов, составление плана выполнения курсовой работы и согласование его с руководителем курсовой работы.
  5. Подготовка текста курсовой работы.
  6. Устранение замечаний и предложений, высказанных руководителем по курсовой работе.
  7. Проверка в системе «Антиплагиат» на предмет неправомерных заимствований.
  8. Защита курсовой работы согласно графику, утвержденному на кафедре.

Выбор темы – это нередко длительный и нелегкий процесс.

Можно выделить шесть основных требований, определяющих выбор темы:

  • актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении);
  • значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач);
  • перспективность (актуальность и значимость на обозримый период);
  • проблемность (неочевидность решений, необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике);
  • соответствие современным концепциям развития общества и человека;
  • опыт и заинтересованность самого исследователя (личная увлеченность, сопричастность).

Формулировка темы может корректироваться в процессе работы, так как, приступая к исследованию, вы автор ещё не может реально предположить его направления, границы, степень разработанности. По мере исследования тема может сузиться, конкретизироваться или, наоборот, несколько расшириться. Этого не надо бояться, потому что начальная формулировка является рабочей, предварительной, а окончательный вариант будет определен по мере изучения вопроса.

Введение – предварительные сообщения общего характера, предпосылаемые произведению, обычно научного характера, с целью ввести читателя в курс предмета.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

  1. Необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению.
  2. Потребностью в новых данных.
  3. Потребностью в новых методах.
  4. Другими практическими потребностями.

Обосновать актуальность – это значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

При обосновании актуальности темы рекомендуется придерживаться следующей схемы:

  • обоснование актуальности направления: показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения;
  • обоснование практической актуальности темы исследования;
  • обоснование научной актуальности темы (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать недостаточно изученные аспекты).

Рассматривая степень разработанности темы, следует выявить все аспекты, в которых она будет изучаться. Это необходимо для того, чтобы понимать, что и кто уже сделал до вас, исследуя похожую проблему, какой из аспектов темы ещё недостаточно изучен. В этом разделе введения перечисляются авторы, работавшие в разных направлениях, связанных с изучаемой темой.

Объект и предмет исследования. Объект выделяет поле исследования из более широкой предметной сферы, а предмет раскрывает те связи, отношения, закономерности объекта, которые станут непосредственно изучаться в данном исследовании.

Объект исследования – понятие более широкое, чем предмет исследования. Объект исследования – это чаще всего определенный процесс, явление, подлежащие изучению и с этой целью выделен исследователем из объектной области.

Один и тот же объект (например, профилактика девиантного поведения) может быть объектом разных наук (педагогики, психологии, социологии и пр.). Выделение и определение объекта всегда связано с научной интерпретацией, истолкованием части объективной реальности с позиций определенных концепций.

В предмете исследования выделяют те элементы, связи и отношения внутри объекта, которые предполагается изучить в данной работе. Предмет исследования должен вытекать из темы, перекликаться с ней, не дублируя тему, а раскрывая ее.

Целеполагание – это один из самых важных этапов исследовательского процесса

Правильно сформулированная цель делает работу осмысленной, определяет траекторию движения. Если цель исследования сформулирована очень широко или, наоборот, слишком узко, исследование может зайти в тупик.

Цель – это представление о результате и одновременно проект деятельности исследователя, определяющий последовательность исследовательских действий и операций по ее достижению.

Цели могут выражать как теоретические, так и практические результаты: новые концепции, подходы, идеи, программы и т. д. Естественно, что достигнуть поставленной цели сразу невозможно. Возникает необходимость планирования поэтапного движения к цели, что воплощается в выдвижении задач исследования.

Интересно
Задачи – это результат декомпозиции целей, это частичка цели в определенной точке траектории движения к цели. Формулировка любой задачи должна быть краткой, конкретной, определяющей предполагаемые действия.

Выбирая методы исследования, не надо пытаться перечислять все известные методы. Методов должно быть не много, а достаточно для решения поставленных задач. Метод – это путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Введение заканчивается описанием структуры исследования – указывается количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений. Раскрывать содержание структурных частей исследования не стоит, ведь это структура, а не содержание работы.

Основная часть. В курсовых и выпускных квалификационных работах текст основной части делится на главы и на параграфы, как правило, содержит две главы. В первой главе дается многоплановый теоретический анализ проблемы с различных точек зрения; критический анализ имеющихся научно-теоретических исследований и практики, описанной в разных источниках.

Вторая глава может содержать характеристику базы исследования, данные анкетирования, графики, диаграммы и таблицы, позволяющие наглядно представить полученные данные; последний параграф второй главы содержит описание практической части исследования и рекомендации по дальнейшему решению проблемы.

Каждый параграф главы завершается выводами. Вывод должен соответствовать названию параграфа и его содержанию, он формулируется своими словами (не цитатами!). Слово «Вывод» не пишется, вместо него используются вводные слова подытоживающего характера: «Таким образом», «Подводя итоги, следует отметить…», «В заключении подчеркнем, что…», «Итак, …» и др.

Название главы не должно совпадать с названием одного из параграфов и с названием работы в целом. В главе не может быть меньше двух параграфов. Объем всех параграфов примерно одинаковый (разница в одну-две страницы допустима, но недопустимо, когда объем одного параграфа – 10 страниц, а другого – 20 страниц).

Заключение. Текст заключения не должен дублировать содержание выводов в тексте основной части. Если в тексте работы вывод после параграфа носит подытоживающий характер, то в заключении он больше напоминает тезисы. В заключении формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, степень достижения поставленной цели и задач и предлагаются конкретные рекомендации по изученной теме.

Интересно
Основные положения заключения формулируются в утвердительной форме, количество выводов должно соответствовать количеству параграфов (задач) курсовой или выпускной (квалификационной) работы плюс дополнительная формулировка, итоговая для всего исследования.

Выводы необходимо формулировать конкретно. Можно выделить каждый вывод в отдельный абзац. Следует избегать использования общих фраз, не отражающих суть результатов исследования. Выводы должны соответствовать определённым во введении цели и задачам ВКР. Формулируя выводы, можно отметить те методы, с помощью которых решались задачи исследования. В последнем выводе можно указать те вопросы, которые нуждаются в дальнейшей разработке, и наметить перспективные направления исследования данной темы.

Список используемых источников является необходимой структурной частью курсовой и выпускной квалификационной работы. Он содержит перечень источников, использованных при написании (независимо от вида документа и носителя – бумажного или электронного), помещается после основного текста, перед приложениями, имеет сквозную нумерацию страниц.

Оформление списка использованной литературы осуществляется по правилам библиографического описания, представленным в ГОСТ Р 7.0.100.-2018 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»). В нем перечисляются все источники, проработанные исследователем, независимо от того, имеются ли в тексте ссылки на них или нет. Записи группируются в строгом алфавите авторов и заглавий документов.

Приложение. В приложение рекомендуется включать связанные с выполненной работой материалы, которые не могут быть внесены в основную часть:

  • образцы документов;
  • бланки анкет, тесты, вопросы для беседы и интервью;
  • сценарии, сценарные планы;
  • фотографии и другие иллюстративные материалы
  • таблицы вспомогательных цифровых данных;
  • инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения;
  • акты внедрения результатов исследований и др.;
  • авторские разработки (программа, конспекты мероприятий, инструкции, брошюры, рекомендации и т. п.);
  • результаты деятельности испытуемых (рисунки, анкеты и пр.);
  • образцы рекламной продукции, ксерокопии статей, связанных с результатами практической части работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)