Как эффективно слушать лекцию

Чтобы восприятие было полным и осмысленным, рекомендуется заранее готовиться к лекции, для этого полезно повторить предыдущий материал. Тогда восприятие нового материала будет более эффективным. Нужно сформировать у себя установку на то, что материал, который будет сейчас излагаться, очень важен как для усвоения последующей информации, так и для дальнейшей учебы, и для будущей профессии.

Эффективность познавательной деятельности студента в процессе слушания лекций всецело зависит от направленности его внимания. Известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) назвал внимание той дверью, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.

В деятельности студента на лекции проявляются различные свойства внимания:

Как эффективно слушать лекцию

Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация позволяют студенту длительное время сосредоточиваться на своей работе даже при внешних раздражителях и помехах. Главное в том, чтобы процесс записи во время лекции не мешал слуховому восприятию материала. В первую очередь необходимо усвоить материал на слух, понять и осмыслить его.

Работа студента на лекции – это сложный процесс, сочетающий в себе три вида деятельности: слушание, осмысление и собственно конспектирование (запись)

Причем умение слушать, как один из важных методов восприятия информации, используется намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые. Данный канал передачи информации наиболее часто задействуется в учебном процессе.

Психологи установили, что время, которое мы посвящаем разным видам коммуникации, в среднем распределяется следующим образом:

  • около 40% времени мы тратим на слушание,
  • до 35% – на разговоры,
  • до 16% – на чтение,
  • до 9% – на письмо.

При этом средняя эффективность слушания составляет всего 25%, тогда как около 70% своего времени (без учета сна) мы проводим в вербальном общении.

Слышать и слушать – это не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тог или иной звук только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко слушаем его, иногда мы вспоминаем о часах только в тот момент, когда они вдруг остановились.

Умение слушать подразумевает гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Чтобы научиться слушать эффективно, требуются затраты времени и сил, но это – самый простой и доступный способ получения полезной информации. Он требует определенной дисциплины и затрат энергии. Причем умение слушать эффективно – не врожденное, данное нам от природы, оно является приобретенным и его необходимо постоянно развивать.

Полезные советы для студентов “Как правильно слушать”:

  1. Интерес облегчает восприятие, помогает усвоению.
  2. Слушайте с максимальным вниманием. Для этого:
    а) устраните все препятствующие сосредоточению внимания факторы (уличный шум, скрип двери и т. п.);
    б) поставьте свои органы чувств в наиболее благоприятные для восприятия впечатлений условия;
    в) сократите до минимума число лишних собственных движений;
    г) помните, что интенсивность внимания, направляемого на отдельные впечат-ления, тем более увеличивается, чем более мы ограничиваем себя и, наоборот, тем сильнее сокращается, чем больше впечатлений, на которые мы распространяем свое внимание.
  3. Старайтесь сохранять равномерное внимание во все время слушания.
  4. Учитесь отдыхать во время слушания. Например, когда лектор приводит ряд цифр, которые вы можете найти в справочнике, или делится своими воспоминаниями и т. д.
  5. Слушайте одновременно и лектора, и самого себя. Параллельно с мыслями лектора по ассоциации возникают собственные мысли. Их появление говорит о том, что в вашем сознании начался процесс переработки слушаемого. Не забывайте этого и наряду с основными мыслями лектора фиксируй и собственные мысли.
  6. Полезно фиксировать следующие элементы лекции:
    а) основные мысли лектора и наиболее выдающиеся факторы, приводимые им;
    б) свои собственные мысли, идущие по ассоциации;
    в) вопросы к преподавателю, которые необходимо выяснить при подготовке к другим видам занятий по этому предмету;
    г) всякого рода справки и ссылки лектора. Именно они усиленно помогают нам впоследствии широко и глубоко проработать тему;
    д) метод построения лекции и приемы изложения лектора. Усвоить метод построения лекции – значит наполовину овладеть им, а ухватить приемы изложения – значит, раз и навсегда познакомиться с манерой изложения материала лектором.
  7. Память не способна надолго удерживать новый, еще не закрепленный материал, поэтому расшифровка конспекта должна начинаться в этот же день.
  8. Упражняйтесь в слушании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)