Самообразование

Одним из признаков по-настоящему мыслящего и развивающегося человека, стремящегося к познанию себя, окружающего мира и его явлений, является тяга к получению новых знаний, навыков, опыта, расширению своих границ и кругозора.

Самообразование значительно эффективнее традиционного образования, где ведущая роль отводится преподавателю. Знания, добытые самостоятельно, навыки, которыми человек овладел сам, остается в памяти намного дольше. Эти знания через деятельность (пробы и ошибки) переходят в опыт.

Основной и главной мотивирующей силой в процессе самообразования является не внешний фактор, причина или воздействие, а только внутренняя потребность человека – именно благодаря этому самообразование является таким эффективным.

Формула «образование на всю жизнь» постепенно трансформируется в формулу «образование через всю жизнь». Именно поэтому процесс самообразования начинает обретать все большую ценность, объединяя, организуя и структурируя жизненный процесс личности, обеспечивая адаптацию, самореализацию и конкурентоспособность в условиях стремительно меняющихся современных реалий жизни.

В зарубежной литературе самообразовательная деятельность трактуется различными определениями:

  • «self-directed learning» – самоуправляемое обучение;
  • «self-education» – самообучение;
  • «self-adjustable training» – обучение без педагогического руководства;
  • «the autonomous learner» – автономные образовательные усилия, основанные на самоконтроле, личной ответственности за выбор предметов и средств учения. Это обусловлено тем, что в большинстве европейских высших учебных заведений образовательный процесс ориентирован на самостоятельную работу студентов.

Самообразование – это сложная самостоятельная образовательная деятельность человека, направленная на решение собственных жизненных задач образовательными способами и средствами.

Другими словами, «самообразование» – это специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных образовательных целей, удовлетворение познавательных интересов, выстраиваемых по образцу систематизированных форм обучения, но регулируемых самим субъектом.

«Клеточкой» этой деятельности является продуктивное действие – действие, которое включает в себя: замысел (смысл, цель, культурное поле) и реализацию (коммуникация, ресурсы, продукт или результат).

Результатом продуктивного действия могут стать:

  1. Продукт, который вкладывается в дальнейшую собственную деятельность.
  2. Публикационный продукт, который могут использовать в своей деятельности другие.
  3. Зафиксированные изменения себя, способов действия, собственных качеств.

С психологической точки зрения в приобщение к самостоятельному выполнению работ помогает развивать в личности ряд важных качеств, стимулирующих стремление к самообразованию: мотивацию, самостоятельность, самоорганизованность, самоконтроль и др. Потребность в профессиональном самообразовании относится к высшим потребностям человека, для ее актуализации и развития «требуется больше предварительных условий, чем для актуализации низшей потребности».

Самообразование требует четко поставленной цели, задач, сроков выполнения и результатов

Очень важно, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это побуждает сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

Также важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы – все это пригодится для тренировки навыков публичного выступления на семинарах, участия в дискуссиях и т. д. Ценным является выработка стойкой привычки к постоянному самостоятельному умственному труду.

Целью самообразования может быть:

  1. Обеспечение непрерывности и системности своей деятельности по овладению новыми знаниями и навыками.
  2. Максимальный учёт своих индивидуальных особенностей и познавательных потребностей в процессе обучения.
  3. Решение поставленных задач в удобное время, без ущерба остальной деятельности.

Алгоритм самообразовательной деятельности:

  • формирование цели;
  • планирование;
  • организация (конкретные шаги, действия);
  • реализация (непосредственное выполнение заданий, работа с источниками информации);
  • анализ (выявление успехов и недостатков);
  • коррекция (осмысление как процесса так результата).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)