Выборочный метод в социологии

Комплекс вопросов о выборке — одна из тех проблем социологии, в которой теоретикометодологические представления об их содержании находятся в явном, очевидном противоречии с реальной практикой их решения.

Социологи-предметники всегда видели это противоречие, но предпочитали его не обсуждать, опрометчиво поместив его в разряд так называемых «математических проблем социологии». И вот уже в течение многих десятилетий они терпеливо ожидают от математиков его взаимоприемлемого разрешения.

Однако наличие этого противоречия уже открыто признают и сами профессиональные математики, столкнувшиеся с необычайными, непреодолимыми препятствиями, которые всегда неизбежно возникали при попытках совмещения обеих сторон назван-ной проблемы.

Можно, например, встретить такое высказывание: «Поскольку процедура расчета выборки — это цепь бесконечных компромиссов между стремлением к точности результатов и ограниченностью ресурсов, дефицитом времени и неполнотой сведений об изучаемом явлении, поэтому в целом можно сказать, что процедура расчета выборки — это наука и искусство…».

Названное противоречие между характером требований к методико-инструментальному аппарату проектирования и реализации выборки, определяемому статистическими представлениями о ней, с одной стороны, и формами, в которых она реализуется практически, с другой — это лишь одно из множества проявлений общего противоречия, которое было заложено в социологию ее основателями и с которым мы сталкиваемся по сию пору.

Это противоречие порождено стремлением социологии во всем уподобиться наукам о природе на пути всемерного внедрения формально-логических, рациональных методов и процедур в свой теоретико-методологический и методико-инструментальный аппарат, якобы способствующих завоеванию ею статуса «подлинной» науки, и необычайной сложностью, неподатливостью социальной жизни, ее яростным сопротивлением при попытках втиснуть ее отображение в рациональные, однозначно строгие формальные конструкции. Принимая это во внимание, рассмотрим суть вопроса.

Объект любого социологического исследования может быть представлен как определенная совокупность (множество) единиц наблюдения. Например, при опросах в подавляющем большинстве случаев единицами наблюдения являются люди — каждый человек в отдельности.

Та часть населения, которая обладает юридическим правом голоса на выборах, представляет собой объект исследования для тех, кто изучает политические процессы и электоральное поведение населения.

Для социолога, изучающего социальную структуру общества, в качестве объекта исследования выступает все взрослое население страны и т.д.

Известно, что достоверность получаемого знания определяется прежде всего высоким качеством исходной эмпирической фактуры,послужившейосновойдляформулированияитоговыхсодержа-тельных результатов.

В свою очередь, качество первичных данных самым непосредственным образом зависит от того, насколько пол-но в них представлены реальные значения характеристик каждой единицы множества, образующего объект исследования.

Поэтому совершенно естественно стремление многих социологов (в особенности, начинающих) охватить все множество единиц наблюдения или максимально большее их количество, т.е. всех потенциальных избирателей, всех граждан и т.д.

В соответствии с этой точкой зрения, идеальным представляется исследование, предполагающее сплошной охват всего множества единиц наблюдения.

Примером исследований, основывающихся на сплошном изучении всего множества единиц, образующих объект исследования, могут служить материалы текущего наблюдения ряда показателей, которые осуществляет Государственный комитет статистики.

К ним, в частности, относятся рождаемость, смертность, число браков, разводов, пассажирооборот и т.д., все они предполагают сплошной учет соответствующих фактов. Сплошные исследования проводятся и социологами.

Часто они используются при подготовке широкомасштабных перспективных решений по раз-витию предприятия или организации, проведении монографичес-ких исследований.

Сплошные опросы проводятся при изучении причин текучести кадров (опрашиваются все увольняющиеся с предприятия и вновь принимаемые). Можно привести и ставшие уже хрестоматийными примеры крупных территориальных сплошных социологических исследований.

К ним, в частности, относится исследование профессиональных ориентаций молодежи Новосибирской области, которое проводилось под руководством В. Н. Шубкина в 1962—1970 гг. и основывалось на сплошных оп-росах всех выпускников всех школ Новосибирской области.

При всей внешней очевидности достоинств сплошных исследований в подавляющем большинстве случаев социолог вынужден решать проблему ограничения числа единиц наблюдения, которые включаются в эмпирическую базу исследования.

Дело в том, что в тех случаях, когда объект состоит из нескольких тысяч и более единиц наблюдения, сплошное исследование требует:

⇒ огромных финансовых и материально-технических ресурсов;

⇒ создания громоздкого организационного механизма;

⇒ привлечения большого количества дополнительных сотрудников, как правило, неквалифицированных (для проведения интервью, анкетирования, наблюдения и т.д.);

⇒ длительного времени, необходимого для сбора, контроля, обработки и анализа собранного эмпирического материала.

Поэтому преобладающим видом исследований в социологии являются выборочные. Помимо дешевизны, оперативности, гибкости выборочные исследования обладают еще одним существенным достоинством: при тщательном соблюдении определенных правил и процедур они могут обеспечить получение более достоверных и глубоких результатов, чем сплошные.

Связано это прежде все-го с тем, что провести тотальный контроль качества фиксации первичной эмпирии невозможно.

В то же время привлекаемый непрофессиональный актив вольно или невольно привносит в полевые материалы множество так называемого «информационного шума», полное выявление и устранение которого принципиально невозможно.

При выборочном исследовании практически всегда можно гарантировать приемлемую достоверность эмпирической фактуры. Однако при проведении выборочных исследований возникает другая, достаточно серьезная проблема — необходимость обеспечения репрезентативности первичных данных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)