Составление плана интервью

Обязательный элемент фокусгруппы — предварительный план (интервью-гайд). Он представляет собой приблизительный список обсуждаемых вопросов, задаваемых модератором в определенном порядке.

При его разработке руководствуются двумя общими принципами:

1. Последовательность вопросов строится от «общего» — к «част-ному»;

2. В рамках каждого обсуждаемого блока проблем последовательность вопросов располагается по мере снижения важности их содержания.

Возможны некоторые отклонения от этих принципов, но в целом их надо соблюдать.

Сценарий работы фокус-группы уникален и определяется ее задачами, однако имеются и общие правила, которые по возможности необходимо соблюдать.

Первый вопрос модератора должен быть направлен на то, чтобы последовательно включить всех участников в дискуссию и спровоцировать каждого из них высказаться. В последующих вопросах модератор старается сузить проблематику обсуждения и сосредоточить внимание на главном предмете исследования.

Список обсуждаемых вопросов, как правило, не превышает десяти, а оптимальная их численность 5—6. Большее количество вопросов можно обсудить в гомогенной группе, меньшее — в гетерогенной. Чем сложнее проблема, тем меньше ее аспектов удается рассмотреть.

Начинается обсуждение, как правило, с открытых неструктурированных вопросов. Такой тип вопросов хорошо «раскачивает» инициативу, помогает раскрыть особенности участников, выявить широту и разнообразие возможных мнений.

К концу работы модератор чаще оперирует закрытыми, структурированными вопросами, фокусируя внимание участников на конкретных проблемах.

Неструктурированный вопрос — это аналог открытого вопроса в анкете. К нему не предлагается никаких вариантов ответов. Например, «Какой из каналов центрального телевидения в наибольшей степени способствует формированию единого информационно-го пространства?».

Вопросы такого типа в наибольшей степени способствуют развитию раскрепощенного взгляда на обсуждаемую проблему, позволяют выбрать наиболее актуальный ракурс ее рассмотрения.

Полуструктурированный вопрос — это аналог полузакрытого вопроса в анкете. Он частично ограничивает возможные варианты ответов.

Например: «Какой из каналов центрального телевидения, кроме государственных, в наибольшей степени способствует формированию единого информационного пространства?»

Структурированный вопрос — аналог закрытого вопроса в ан-кете. Он задается вместе с полным набором предлагаемых для обсуждения ответов. Например: «Какой из первых шести кана-лов центрального телевидения в наибольшей степени способствует формированию единого информационного пространства?»

Задавая вопрос этого типа, модератор практически полностью контролирует содержание обсуждаемых тем. Вопросы этого типа, как правило, задаются в тех случаях, когда у респондентов еще не сформировалось определенной точки зрения на проблему и в них еще силен элемент неуверенности.

Сужая пространство поиска с помощью закрытого вопроса, модератор в дальнейшем должен пользоваться слабо или совсем неструктурированными вопросами, так как основная задача фокус-группы не выявление реакции участников на мнения модератора, а определение их видения проблемы в целом.

Необходимо помнить, что вопросы в коллективной дискуссии часто не только предназначены для получения информации, но и для установления доброжелательной атмосферы взаимодействия и взаимного доверия.

Эту функцию прекрасно реализуют открытые неструктурированные вопросы. Они в наибольшей степени помогают участникам почувствовать себя раскованно и свободно.

Модератор также должен по возможности избегать использование вопроса «почему?», так как он, как правило, предполагает рациональный ответ и переводит режим свободной импульсивной дискуссии в рациональную плоскость, снижает широту высказываемых мнений. Кроме того, этот вопрос обладает остротой, напоминающей допрос.

Все вопросы должны формулироваться коротко, понятно и просто, в них по возможности не должны содержаться специальные термины и наводящие на определенный ответ внушающие элементы.

Поначалу план интервью содержит максимальное число вопросов. Впоследствии, по мере доработки их численность сокращается. На этапе доработки могут использоваться эксперты, специалисты по данной проблеме и специалисты по методике фокус-групп.

Главное при совершенствовании плана интервью — ясные логика и порядок задаваемых вопросов. В качестве пилотажа инструментария может использоваться первая фокус-группа.

При анализе полученных с ее помощью материалов можно скорректировать численность и формулировки вопросов и ответов, порядок их следования, состав участников и т.п.

Если после пилотажа корректив оказывается очень много, то материалы первой фокус-группы аннулируются.

Если корректив немного и они не носят принципиального характера, то они включаются в общий со всеми после-дующими фокусгруппами эмпирический материал.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)