Страхование внешнеторговых сделок

Сущность и содержание страхования внешнеторговых сделок. В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 27), в частности, говорится, что услуги по страхованию этого рода деятельности на территории РФ осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О страховании», т.е. на основании общих принципов.

Страхование внешнеэкономических рисков – это комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту имущественных интересов отечественных и зарубежных участников ВЭД.

Оно включает в себя следующие виды:

  • страхование имущества;
  • страхование предпринимательских рисков;
  • страхование ответственности;
  • личное страхование.

Виды страхования внешнеэкономических рисков. Конкретные объекты страхования при различных его видах во внешнеэкономической деятельности представлены на рис. 14.

Страхование внешнеторговых сделок

Страхование во внешнеторговом контракте. Одним из разделов любого внешнеторгового контракта является раздел «Страхование рисков ВЭД».

К существенными условиям этого раздела относятся:

  • объект страхования;
  • страховые риски;
  • объем страховой ответственности.

Комплекс основных положений контракта, обязанностей экспортера и импортера, вытекающих из него, называются «базисными условиями поставки». Возможные риски при осуществлении внешнеторговой сделки отражены в базисных условиях поставки (ИНКОТЕРМС 2010).

Например, условия CIP и CIF требуют от продавца обеспечить страхование в пользу покупателя. Он должен застраховать товар и нести расходы по страхованию. В других условиях стороны сами решают, хотят ли они обеспечить страховое покрытие и в каком размере.

Страхование должно быть произведено у страховщика, пользующегося хорошей репутацией. Выбираются условия страхования в зависимости от способа транспортировки и вида товара с учетом распределения риска.

Раздел «Страхование» в контракте включает 4 основных условия страхования:

  • Что страхуется?
  • От каких рисков?
  • Кто страхует?
  • В чью пользу производится страхование?

Другими основными условиями являются:

  • обязанности продавца и покупателя по страхованию груза;
  • длительность и объем страховой гарантии;
  • условия страхования.

В международных сделках товары страхуются от рисков повреждения или утраты при транспортировке.

Большая часть мировой торговли осуществляется морским транспортом, поэтому чаще используется морское страхование.

Транспортное страхование грузов (КАРГО). Этот вид страхования направлен на защиту от убытков, связанных с транспортировкой грузов, являющихся предметом международной купли-продажи. При ущербе в результате гибели, повреждения или иного неблагоприятного воздействия на застрахованное имущество – это воздействие компенсируется в виде страхового возмещения.

Страховая сумма определяет величину страхового взноса и страховой выплаты. Страховая сумма не может превышать действительной стоимости имущества.

Страховые случаи: порча, утрата, гибель. Общая авария: убытки распределяются между всеми участниками. Частная авария: убытки падают на владельца поврежденного имущества.

Договор страхования КАРГО. Договор страхования груза в экспортно-импортных операциях должен содержать однозначные ответы на следующие вопросы:

  • что является объектом страхования – а именно, имущественные интересы, связанные с грузами; убытки, причиняемые им; транспортные и другие платежи;
  • кто являются субъектами страхования; кто страхователь; кто страховщик; кто выгодоприобретатель;
  • на основании чего заключается договор страхования – на основе письменного заявления;
  • в какой форме заключается договор страхования – только в письменной форме;
  • какой из двух вариантов договора используется:
    • заявление → страховой полис (с подписью страховщика);
    • заявление → договор страхования (2 подписи) → страховой полис (4 вида: рейсовые, срочные, смешанные, генеральные);
  • генеральные полисы: на 12 месяцев, под каждую отправку – сертификат (книжка декларационных бланков / сертификатов). В подтверждение страхования страховщик передает страхователю страховые сертификаты;
  • ковернот: при страховании через брокера по поручению страхователя. Ковернот должен быть заменен на полис, т.к. он не имеет юридической силы;
  • как определяется объем страховой ответственности страховщика: перечнем страховых случаев, их причин и величиной страховой суммы;
  • каков уровень страховой премии: плата за страхование груза определяется по формуле:

Страхование внешнеторговых сделок

где Р – премия;

Т – тарифная ставка;

S – страховая сумма;

  • каким образом происходит исполнение договора: начинается с момента уплаты страховой премии \ части;
  • при возникновении страхового случая необходимо: уведомить о нем страховщика; доказать свой интерес (договор, коносамент, накладная); удостоверить наличие страхового случая актом аварийного комиссара, выпиской из судового журнала, морским протестом); объявить размер своей претензии.
  •  в случае общей аварии по заявлению сторон диспашерами определяется величина ущерба каждой стороны.
  • убытки по частной аварии несет владелец того имущества, на которое они пришлись, или тот, кто ответствен за их причинение.

Страховое возмещение определяется по формуле:

Страхование внешнеторговых сделок

где У – размер ущерба застрахованному грузу;

Ф – франшиза (определенная сумма ущерба, ниже которой возмещение не выплачивается);

Руб – расходы по уменьшению убытков при наступлении страхового случая;

А – расходы страхователя по общей аварии;

С – страховая стоимость (реальная стоимость груза).

Ущерб определяется как:

Страхование внешнеторговых сделок

где О – стоимость оставшегося или пригодного для использования груза.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)