Проблема объективного метода в психологии

Данная проблема является одной из центральных методологических проблем психологии. Познава­тельная ситуация в психологии очень трудна в силу того, что предмет исследования имеет сложнейшую систему детерминации, а объект познания является одновременно и его субъектом.

Кроме того, по М. Бунге, следует различать науки, где результат независим от метода, и науки, где результат и операция с объектами образуют инвариант: «факт есть функция от свойств объекта и операции с ним».

Психо­логия относится к наукам, где факт максимально за­висим от метода его получения. Поэтому проблема создания объективного метода становится особенно трудноразрешимой.

Историю психологии можно рассматривать как не­прерывную историю поиска возможных средств объек­тивного изучения психической реальности.

При этом, как отмечают В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили (1977), различные варианты решения проблемы коле­бались между двумя полюсами: «…либо объективность метода достигается ценой отказа от понимания пси­хической реальности, либо сохранение психического достигается за счет отказа от объективности анализа».

Вследствие отмеченной ав­торами   банальной   идеи   поместить  психическую реальность в пространство мозга и «объявить предме­том психологии мозг» в психологии «термин «объек­тивное описание» употребляется в качестве синони­ма термина «физиологическое описание», а «психо­логическое» — в качестве синонима «субъективное».

Впервые проблема объективного метода была по­ставлена в бихевиоризме. Как из­вестно, единственным объективным методом изуче­ния психики в бихевиоризме были признаны наблю­дение и эксперимент, которые давали возможность изучать психическую реальность по принципу «чер­ного ящика».

Понятый таким образом, объективный метод основывался на тех правилах научного наблю­дения, которые характерны для классического идеала научной рациональности.

Мало того, лозунг бихевиоризма: «Хватит изучать, как чело­век думает…» — означал отказ от изучения субъектив­ного мира.

Бихевиоризм оказал огромное влияние на дальней­шие поиски объективного метода. В 1900—1910 гг. по­являются первые интеллектуальные тесты, а несколько позже — классическая теория тестов. Естественнона­учные представления о психике, и в частности бихевиоризм, стали для них теоретической основой.

Как и ме­тоды научного исследования в бихевиоризме, тесты со­здавались в соответствии с правилами классического идеала научности.

Не уменьшая огромного значения метода тестов, можно сказать, что требования надеж­ности и валидности теста являются количественными показателями того, насколько методика близка к идеа­лу Абсолютного наблюдения.

Эти принципы стали теоретической основой не только для тестов. Так, А. Г. Шмелев убедительно показал, что опросники личностных черт также име­ют в своей основе бихевиористскую трактовку поня­тия личностной черты.

Наконец, вся теория психологического эксперимен­та, и в особенности представления об идеальном экс­перименте, или эксперименте полного соответствия, сложившиеся в психологии, явля­ется попыткой сделать эксперимент методом, облада­ющим качествами Абсолютного наблюдателя.

Можно сказать, что все номотетические методы ис­следования создавались в психологии с опорой на классический идеал научной рациональности.

В то же время в психологии создавались и методы, в основе которых были совсем другие исходные философско-мировоззренческие предпосылки.

Таковы, например, психоаналитическая терапия как метод практической психологии и проективные методики, большинство из которых основано на психоаналити­ческой теории, — достаточно вспомнить ассоциатив­ный тест Юнга, методику Роршаха или тематический апперцептивный тест.

Они вполне соответствовали неклассическому идеалу рациональности.

Однако достигнуто это было за счет того, что в работе с таки­ми методами практически неизбежно внесение ис­следователем или практиком своего субъективного мира в понимание психической реальности другого человека.

До сих пор в англоязычной литературе можно встретить противопоставление объективных и проективных методов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)