Основные варианты теорий личности

При всем многообразии теорий личности их типо­логия включает в себя относительно небольшое число вариантов. Каждая такая теория представляет собой модель личности.

За основу типологии имеет смысл взять дихотомию «структурные модели — функциональные модели». Подобный подход применяется при анализе теорий с точки зрения источников саморазвития личности.

В структурных моделях не только представлена определенная структура личности, но и прослежива­ются взаимосвязи между отдельными ее структурны­ми элементами.

Эти взаимосвязи могут быть различного рода. В некоторых теориях они динамические, как, например, в классическом психоанализе, транзактном анализе Э. Берна или психосинтезе Р. Ассаджиоли. Функционирование личности обусловлено взаимоотношениями между структурными элемен­тами.

Примером могут быть представления о бытии эго под двойным гнетом ид и супер – эго в классиче­ском психоанализе.

В других теориях личности структурные элементы выступают как относительно независимые параметры (юнгианская типология, модель Р. Кеттелла, Г. Айзен-ка или модель «большой пятерки»), а выраженность параметров обусловливает индивидуальное своеобра­зие человека или его принадлежность к тому, или ино­му психологическому типу.

Характерно, что первый вариант моделей создан психотерапевтами как теоре­тические схемы для применения в психотерапии.

Вто­рой вариант моделей используется как теоретическая основа при конструировании многофакторных лич­ностных опросников.

В функциональных моделях личности на первый план выступает некоторое центральное функциональ­ное свойство, обусловливающее модус жизни человека и/или динамику его личностного развития. Этим свой­ством может быть совокупность ведущих мотивов лич­ности.

К функциональным относятся теоретические модели личности, предложенные в гуманистической психологии и психоанализе (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) и в отечествен­ной психологии (В. Н. Мясищев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов и др.). Может показаться странным, что рядом оказались эти имена, однако это совсем не случайно.

В исследовани­ях личности в отечественной психологии проявилась та же закономерность, что и в изучении деятельности и сознания  —  функционально-генетические  аспекты оказались исследованы лучше, чем структурные.

При­чинами такого положения дел стали исторические об­стоятельства, в которых развивалась отечественная ака­демическая и практическая психология.

Кроме того, отечественная психология личности испытала доста­точно сильное влияние гуманистической психологии и ассимилировала многие ее идеи, о чем в силу понятных причин у нас не принято было писать и говорить.

До­статочно сравнить представления А. Н. Леонтьева о личности как иерархии мотивов и А. Маслоу о мотивационной иерархии, чтобы в этом убедиться.

При суще­ственнейшей разнице, которая есть между этими те­ориями (А. Маслоу утверждал, что иерархия потреб­ностей инвариантна, по А. Н. Леонтьеву, иерархия мотивов индивидуальна), однако, обеими личность рассматривается как мотивационно – потребностная иерархия.

Рефлексия оснований, на которых построена та или иная теория личности, необходима при самосто­ятельном изучении психологии личности.

Учет этих оснований позволяет глубже понять теорию, ее воз­можные практические приложения, сильные сторо­ны и ограничения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)