Орфоэпический словарь

Орфоэпический словарь (словарь «Произноси правильно») имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь будет постоянно задействован на уроках. Выполняя конкретные упражнения по произношению слов (всегда в контексте), школьник будет отсылаться к этому словарю, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов.

Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения и правильного произношения отдельных звуков. Привлекаемые в словарь слова – это та наиболее часто встречающаяся лексика, в которой и дети, и взрослые делают орфоэпические ошибки.

Интересно
С каждым словом, встречающимся в этом словаре, учебник стремится работать неоднократно: помещая его в разные контексты, завязывая в рифмы, которые помогают правильно произносить не только гласные звуки, но и согласные. Таким образом, возвращаясь к одним и тем  же словам (принцип прочности), создаётся основание для формирования устойчивого навыка правильного произношения.

В 3 классе школьники знакомятся с фразеологическим словарём, который знакомит детей с устойчивыми выражениями русского языка и учит правильно употреблять их в своей речи. В 4 классе появляется словообразовательный словарь, который помогает учащимся разобраться в образовании слов различных частей речи, понять их структуру, что развивает морфемный канал их языкового восприятия, помогает выполнить разбор слов по составу.

Задача словообразовательных словарей – показать словообразовательную структуру самых употребляемых слов языка. Словари такого
типа содержат в себе информацию о способах образования новых слов.

Эффективным средством в организации работы по развитию обобщенных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как подтверждают исследования, позволяют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учебного материала и более объективной, целенаправленной контроль за усвоением знаний учащихся.

Что нужно знать о словаре?

  • Название словаря.
  • Автор, редактор словаря.
  • Издательство и год.
  • К какому типу относится словарь.
  • Каково назначение словаря (единица описания).
  • Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое или тематическое.

7. Структура словаря:

  • – особенности вступительной статьи;
  • – приложения;
  • – особенности справочного аппарата.
  • Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).

Что нужно знать о словарях для начальной школы?

Типы словарей.

  •  Словари объяснительные (пояснительные) или словариуказатели.
  •  Назначение и особенности универсальных словарей.
  •  Назначение и особенности вспомогательных словарей.

Таким образом, в современных учебниках русского языка, сделана попытка расширить круг словарей, к использованию которых приобщаются младшие школьники. Безусловно, предусмотренная учебниками работа окажет положительное влияние не только на культуру речи учащихся, но и в целом на их отношение к качеству речи, своей и окружающих, а также на внутреннюю готовность обращаться за разрешением возникающих вопросов к различным видам словарей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)