Классификация субъектов исполнительного производства
В деятельности по осуществлению принудительного исполнения принимают участие многие субъекты, обладающие различными по своему характеру и объему правами и обязанностями. Как с теоретической, так и с практической точки зрения имеет большое значение правильное определение правового положения каждого из субъектов исполнительного производства. Каковы же субъекты исполнительного производства, каковы их взаимосвязи в процессе принудительного исполнения?
Как уже отмечалось, основным и обязательным субъектом правоотношений в исполнительном производстве является судебный пристав-исполнитель, подчиненный органам исполнительной власти, названный в действующем законодательстве непосредственным и единственным органом принудительного исполнения судебных и других актов (ст. 3, 5 ФЗ “Об исполнительном производстве”). Закрепление в Федеральном законе данного положения и, следовательно, концепции исключительного права государственных органов на производство принудительного исполнения представляется нам неслучайным.
В заключении Совета Федерации Федерального Собрания РФ по результатам парламентских слушаний “О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в РФ в современных условиях” отмечалось, что при “неэффективности системы судебного исполнения стали неединичными случаи решения возникающих проблем, в частности, понуждения к выполнению обязательств, с помощью криминальных “разборок”. Многочисленные публикации в юридической и публицистической литературе дают основание утверждать, что криминализация принудительного исполнения в российском обществе получила большую степень распространения, когда многие организованные преступные группы “выбивание” долгов из должников сделали своим постоянным бизнесом и способом извлечения немалых доходов, получая за такие “услуги” вознаграждение в сумме 50% от суммы долга. Характеризуя данный вид преступной деятельности, Ю.Н. Адашкевич верно замечает: “…важной особенностью этого бизнеса является то, что он относится к тому роду подпольного предпринимательства, которое ориентировано на удовлетворение совершенно нормальных, но официально неудовлетворяемых потребностей. В отличие от рэкета, проституции, наркобизнеса и других сфер получения сверхдоходов, типичных для организованной преступности дальнего зарубежья, истребование долгов в виде промысла является спецификой России, а равно иных стран бывшего СССР, которые, как и она, осуществляют переход от экономики административно-командной к экономике свободного рынка и при этом имеют слабую судебную систему”.
Таким образом, в настоящее время исключительное право государственных органов осуществлять принудительное исполнение судебных и других актов, на наш взгляд, совершенно оправдано, а приватизация данного вида деятельности нецелесообразна и даже губительна для всей системы принудительного исполнения в целом. Подобная приватизация отбросит становление в нашей стране правового государства. В этой связи уместно привести меткое высказывание П. Стучки о том, что “переход взыскания к государству был результатом упорной и длительной борьбы, ибо вопрос о том, “кто взыскивает”, связан с вопросом “что взыскивать и как взыскивать”, вопрос об органах взыскания связан с вопросом о предмете и способах взыскания”.
Помимо представителя государственной власти – судебного пристава-исполнителя – в исполнительном производстве участвуют такие основные субъекты, как взыскатель и должник.
В юридической литературе взыскатель определяется как лицо, в пользу и в интересах которого выдан исполнительный документ, а должник – как лицо, обязанное по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. Понятие взыскателя и должника впервые определено и в законе, регулирующем исполнительное производство. В Федеральный закон “Об исполнительном производстве” введена глава II “Лица, участвующие в исполнительном производстве”, в которой даны определения взыскателя и должника (ст. 29), установлены их права и обязанности (ст. 31), решен вопрос о возможности соучастия в исполнительном производстве и о правах соучастников (ст. 29), о возможности представительства сторон и полномочиях представителей (ст. 33 – 37), закреплены нормы, регламентирующие особенности участия в исполнительном производстве несовершеннолетних (ст. 30) и правопреемника в случае выбытия в процессе исполнения исполнительного документа одной из сторон (ст. 32).
Определяя понятие сторон в исполнительном производстве, надо иметь в виду, что взыскатель и должник не тождественны истцу и ответчику в гражданских процессуальных правоотношениях. Истец становится взыскателем, а ответчик – должником только при удовлетворении судом требований истца. В противном случае при наличии у ответчика судебных расходов или удовлетворении судом его встречных требований к истцу, стороны в исполнительном производстве меняют свои правомочия: взыскателем становится ответчик, а должником – истец. Кроме того, нельзя поставить знак равенства между взыскателем и должником или истцом и ответчиком на том основании, что в исполнительном производстве могут быть взыскателем и должником не только лица, участвующие в гражданском процессе, но многие другие лица, в отношении которых согласно закону судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение различных исполнительных документов (ст. 7 ФЗ “Об исполнительном производстве”). Иными словами, понятие “взыскатель” значительно шире понятия “истец”, а понятие “должник” шире понятия “ответчик”.
Выделяя основных участников исполнительного производства, хочется обратить внимание на банки и иные кредитные организации. Согласно действующему законодательству роль банков и иных кредитных организаций определена таким образом, что они в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполняют требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, т.е. являются субъектами исполнительного производства. Иными словами, банки и иные кредитные организации становятся органами, исполняющими исполнительные документы при наличии двух условий:
- если это предусмотрено федеральным законом;
- если подлежат исполнению требования о взыскании денежных средств.
Однако при этом законодатель делает четкую оговорку о том, что банки и иные кредитные организации не являются органами принудительного исполнения (ст. 5 ФЗ “Об исполнительном производстве”).
Закрепление этого важного правила в Законе позволяет лучше понять правовое положение банков и иных кредитных организаций и согласиться с мнением, что они в исполнительном производстве выполняют поручение органа государственной власти. Банки и другие кредитные организации имеют определенные денежные обязательства по отношению к должнику (вытекающие из договора банковского счета или банковского вклада), поэтому предъявление банку или иной кредитной организации исполнительного документа достаточно для того, чтобы они исполнили юрисдикционный акт в части денежного взыскания.
В Законе предусмотрена ответственность банков и иных кредитных организаций в случае невыполнения ими своих обязательств (ст. 6 ФЗ “Об исполнительном производстве”). В данном случае норма Закона носит отсылочный характер, и штрафные санкции, применяемые к банкам и иным кредитным организациям за неисполнение ими своих обязанностей по списанию на основании исполнительного документа денежных средств со счетов должника или несообщение в трехдневный срок о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, налагаются на основании АПК и некоторых других правовых актов.
Важными участниками исполнительного производства, наряду с вышеперечисленными, являются суд и судья, на которых возложено решение некоторых вопросов в процессе осуществления принудительного исполнения (ст. 16 – 18, 24, 48 и другие статьи ФЗ “Об исполнительном производстве”). Хотя согласно действующему законодательству судебные приставы-исполнители выведены из-под юрисдикции суда и не входят в судебную систему, это не должно привести к исключению исполнительного производства из сферы правосудия, поскольку до исполнения решения цели гражданского судопроизводства не будут достигнуты.
На наш взгляд, вопросы исполнительного производства должны быть урегулированы, помимо федеральных законов, и гражданским процессуальным законодательством путем включения в новый гражданский процессуальный кодекс главы, посвященной исполнительному производству, как, например, раздел 4 “Исполнение судебных актов” Арбитражного процессуального кодекса РФ. Это позволит дополнить, развить и конкретизировать положения федеральных законов об исполнительном производстве.Помимо судебного органа в исполнительном производстве участвует еще один субъект, выступающий от имени государства, – это прокурор, который согласно Федеральному закону “О прокуратуре Российской Федерации” осуществляет надзорные функции. Прокурор также может непосредственно участвовать в исполнительном производстве, когда в определенных законом случаях в целях охраны государственных или общественных интересов он является инициатором возбуждения исполнительного производства.
В некоторых случаях субъектами исполнительного производства могут быть представители государственных органов и органов местного самоуправления, в пределах своей компетенции содействующих более быстрому и правильному исполнению исполнительных документов. Так, принудительное исполнение судебных решений об отобрании ребенка и передаче его другому лицу, согласно ст. 79 Семейного кодекса РФ, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным участием органов опеки и попечительства.
Нетрудно заметить, что до сих пор мы упоминали только основных субъектов исполнительного производства. Однако в исполнительном производстве могут участвовать лица, содействующие судебному приставу-исполнителю быстро и эффективно исполнить исполнительный документ, выполняя по отношению к нему как бы вспомогательные функции.
Федеральный закон “Об исполнительном производстве” определяет круг лиц, содействующих исполнению. К ним относятся переводчики, приглашаемые в случае невладения сторонами языком, на котором ведется исполнительное производство (ст. 38); понятые, присутствующие при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника (ст. 39); специалисты, необходимые для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, которые требуют специальных знаний, например, при оценке имущества должника, подлежащего описи и аресту (ст. 41); работники милиции, оказывающие содействие судебному приставу-исполнителю при исполнении им служебных обязанностей в случаях, если судебному приставу-исполнителю препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность его жизни или здоровью (ст. 42).
Однако в Федеральном законе “Об исполнительном производстве” перечислены не все лица, содействующие принудительному исполнению исполнительных документов. В нем не упоминаются организации, занимающиеся розыскной деятельностью в целях определения места нахождения должника или его имущества, выполняющие функции по охране имущества должника в случае его описи и ареста, реализующие имущество должника на торгах и комиссионных началах. При осуществлении перечисленных видов деятельности можно использовать элементы частного исполнения, т.е. для розыска должника и его имущества, охраны описанного имущества привлекать коммерческие организации, занимающиеся детективной, розыскной, охранной деятельностью, тем более, что такая практика уже существует. Необходимо также “легализовать участие в исполнительном производстве специализированных организаций, которые занимаются реализацией имущества на торгах и комиссионных началах”. Авансирование вышеперечисленной деятельности коммерческих организаций по принудительному исполнению взыскателем с последующим отнесением расходов на должника позволит снять часть проблемы, связанной с нехваткой денежных средств для оплаты охранников, детективов, специалистов-оценщиков, переводчиков и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъекты правоотношений в исполнительном производстве делятся на две группы:
- основные участники исполнительного производства,
- лица, содействующие исполнению (см. Схему).
К основным участникам исполнительного производства прежде всего относится судебный пристав-исполнитель как представитель исполнительной власти, наделенный властными полномочиями. При осуществлении принудительного исполнения ему принадлежит главенствующая роль, он – основной и обязательный субъект правоотношений в исполнительном производстве. К основным участникам правоотношений в исполнительном производстве относятся также стороны, взыскатель и должник, по инициативе которых, как правило, возникают, развиваются и прекращаются эти правоотношения. В предусмотренных федеральным законом случаях при взыскании денежных средств требования судебных актов и актов других органов исполняют непосредственно банки и иные кредитные организации, что также дает право считать их основными участниками исполнительного производства. Среди государственных органов, являющихся основными участниками правоотношений в исполнительном производстве, выделяются суд и судья, решающие наиболее важные вопросы в процессе исполнения, а также прокурор, другие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие в исполнительном производстве государственные или общественные интересы.
К лицам, содействующим исполнению судебных актов и актов иных органов, прежде всего относятся работники милиции, оказывающие помощь судебным приставам-исполнителям в случаях воспрепятствования им в совершении исполнительных действий и угрозе их жизни и здоровью, а также переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества, детективы, осуществляющие розыскные функции, специализированные организации, занимающиеся реализацией имущества должника на торгах и комиссионных началах.
Нетрудно заметить, что Федеральный закон “Об исполнительном производстве”, определяющий участников исполнительного производства, не дает всего круга лиц, которые относятся к субъектам правоотношений в исполнительном производстве. В Федеральном законе из основных участников исполнительного производства упоминаются только взыскатель и должник, но “не совсем понятно, почему среди субъектов исполнительного производства нет, например, органов государственной власти, выступающих ныне в гражданском процессе в соответствии со ст. 42 ГПК РСФСР” и ст. 79 Семейного кодекса РФ, а также других лиц. Таким образом, есть основания полагать, что выявленный в Федеральном законе “Об исполнительном производстве” пробел несколько снижает его значение не только с теоретической точки зрения, но что особенно важно, с точки зрения применения его на практике в целях дальнейшего повышения эффективности принудительного исполнения.
- Специализированные организации реализующие имущество должника
- Переводчики и специалисты
- Работники милиции и организации осуществляющие розыскные и охранные функции
- Правовое регулирование участия банков в исполнительном производстве
- Прокурор государственные органы и органы местного самоуправления в исполнительном производстве
- Процессуальные функции суда и судьи в исполнительном производстве
- Статус судебного пристава-исполнителя
- Общая характеристика правоотношений в исполнительном производстве
- Меры принудительного исполнения в Уставе гражданского судопроизводства 1864 г
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу