Качественные методы в социологии

Изложенное выше относится к так называемой «жесткой» социологии, основанной на представлении об обществе как упорядоченном, системном образовании и неявном постулате о возможности науки дать рациональное представление и непротиворечивое объяснение объективной социальной реальности.

Методология этогонаправлениясоциологическойнаукиисходитизестественно-научного постулата о возможности исчерпывающего отображения предметной области в количественных формальных конструкциях, последующий анализ которых позволяет получить новое знание об объекте исследования.

Апогей развития этого направления социологии на Западе можно отнести к середине 1960-х гг.

С конца 1960х гг. это направление начало подвергаться критике. Она основывалась на том, что знания о социальных процессах и явлениях, получаемые на основе макросоциологических теорий, слишком грубы, не способны выразить глубину и объяснить достаточно полно причины происходящих событий.

Начался период так называемой «гуманизации» социологии, отхода от установки только на рациональное понимание социального мира и ориентации на изучение локальных, менее масштабных социальных структур, на микроуровень их проявления.

«Жесткая» (или «количественная») социология нацелена на выявление закономерностей социальных процессов, которые характерны для крупных социальных страт и имеющие надиндивидуаль-ную природу.

Отдельная единица наблюдения (человек, действие, фрагмент и т.д.) рассматривается не сама по себе, а только как представитель определенной социальной страты.

Главная цель «количественной» социологии — определить характер, направленность и другие характеристики взаимодействия между достаточно крупными социальными структурами.

«Качественная» социология ставит своей целью выявить те смыслы, которые являются для каждого человека побудительной причиной его суждений и действий.

Она стремится установить глубинный смысл внешне наблюдаемых человеческих поступков и соотнести его с имеющимися социологическими теориями. По этой причине ее часто называют гуманистической социологией, интерпретационной или понимающей, в зависимости от теоретических концепций, лежащих в основе этих теорий.

Для «качествен-ной» социологии важно установление субъективных, личностных причин и чувств конкретных индивидов, включенных в систему социальных взаимодействий макроуровня.

Стратегия «качественного» социологического исследования нацелена на выявление частного, особенного в целостной картине социальных явлений.

«Качественная» стратегия востребована и плодотворна в условиях нестабильного общества, когда многие процессы в обществе еще находятся на стадии становления и не приняли отчетливых массовых форм, а направленность их развития имеет равновозможный разновекторный характер.

В «количественной» социологии социальные структуры рассматриваются как внешние факторы, в значительной мере определяющие поведение индивида.

То есть индивиды в каком-то смысле представляются как пассивные элементы этих структур. В «качественной» социологии индивиды представляются как агенты социального действия (Г. Зиммель, М. Вебер).

Они не продукты и не «жертвы» социального мира, а его активные субъекты, которые принимают творческое участие в его формировании и функционировании. Именно в результате этого творчества и формируются общие «смыслы и значения», которые разделяются достаточно большими сообществами участников социального взаимодействия.

«Качественная» социология ориентирует исследователя выявлять субъективные смыслы личностных действий, на основе которых конструируются типические модели поведения.

Таким образом, изучение социального мира в «качественной социологии» начинается с микроуровня. Только на этой основе она допускает разработку типологий социальных действий.

Различают несколько направлений качественной социологии. Символический интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие) — теоретико-методологическое направление в современной западной социологии и социальной психологии, сосредоточивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

В рамках символического интеракционизма постулируется, что главным средством символического взаимодействия является естественный язык. Этим и объясняется усиленное внимание к исследованию языка как главного средства интерпретации смыслов социальных коммуникаци
й.

Функционирование социума представители символического интеракционизма трактуют как непрерывный процесс выработки и изменения социальных значений языковых средств, жестов и символов, как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия его участниками.

По мнению символических интеракционистов, в ходе этого переопределения меняется и объективная (для взаимодействующих субъектов) среда социальной деятельности. Именно поэтому взаимодействие между соответствующими субъектами не может быть понято только на основе фиксированных смыслов его внешних проявлений.

Для этого необходимо знание внутренних контекстов используемых символов, понятных участникам взаимодействия. Представители символического иетеракционизма утверждают, что мир, в котором живут и взаимодействуют люди, имеет полностью социальное происхождение, так как значения возникают именно и только в процессе социального взаимодействия.

Различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда субъекты, их формирующие, меняют свои значения.

Символические интеракционисты представляют деятельность людей как совокупности социальных ролей, которая олицетворя-ется для них в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении, что и является основной задачей символического интеракционизма. По мнению символических интеракционистов, люди не реагируют на воз-действия извне автоматически.

Они сначала определяют значение символов: жестов, поступков и т.д., прежде чем ответить на них. Взаимодействие между людьми возможно только благодаря сходному пониманию символов.

Разгадывать намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, то есть символам.

Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других. «Принятие роли другого», а в случае сложного взаимодействия «обобщенного другого» — основа взаимодействия.

Несмотря на то, что сторонники символического интеракционизма внесли определенный вклад в понимание структуры и динамики развития человеческой личности, в изучение микро-процессов социальных взаимодействий, им не удалось выработать сколько-нибудь адекватной теории социального процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)