Исследование в психологии

В каждой исследовательской работе обязательно имеются несколько элементов: изучаемые реалии, компоненты самой процедуры исследования и имею­щиеся у исследователя мыслительные конструкции (понятия, гипотезы, объяснения).

Структура психо­логического (как и любого научного) исследования выглядит следующим образом:

  1. выдвижение гипотез;
  2. планирование исследования;
  3. проведение исследования;
  4. интерпретация данных;
  5. опровержение или подтверждение гипотезы (ги­потез);
  6. формулирование новой гипотезы с последующей ее проверкой в случае опровержения старой.

Рассмотрим каждый из этапов психологического исследования более подробно.

По содержательным характеристикам исследова­ния могут быть поделены (Дружинин, 2002):

  • на фундаментальные и прикладные. Фундамен­тальное исследование направлено на познание ре­альности без учета практического эффекта от при­менения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной прак­тической задачи;
  • монодисциплинарные и междисциплинарные. Моно­дисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Междисциплинарные исследования требуют учас­тия специалистов различных областей и прово­дятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические иссле­дования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии;
  • комплексные и аналитические исследования. Комп­лексные исследования проводятся с помощью сис­темы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оп­тимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или анали­тическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению ис­следователя, аспекта реальности.

Любое исследование включает в себя ряд необхо­димых этапов. На каждом этапе решается определен­ная задача. Исследование начинается с постановки проблемы: что неизвестно?

Постановка проблемы включает в себя несколько этапов: 1) выявление неполноты нашего знания об изучаемом предмете; 2) описание проблемы на уров­не обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

В. Н. Дружинин подчеркивает, что второй этап по­становки проблемы также необходим, поскольку дает возможность переключиться из одной научной дис­циплины в другую (одна и та же проблема может быть сформулирована в терминах разных наук).

Это обсто­ятельство особенно важно в современных условиях, поскольку, как было отмечено, интегративность науч­ного знания и проведение междисциплинарных ис­следований — характерная черта современной науки.

На следующем этапе ученый анализирует доступ­ную информацию по изучаемой проблеме. Может ока­заться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к оконча­тельному результату.

Если ученый сомневается в ре­зультатах, полученных ранее, он воспроизводит иссле­дование по методике, предложенной его предшествен­никами, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или ана­логичных задач. Наиболее творческий момент исследо­вания заключается в изобретении оригинальной мето­дики.

Нередко находка нового метода преобразует на­учную область. Классический пример из истории физиологии — создание И. П. Павловым услов­но-рефлекторной методики и последующая коренная перестройка этой области науки.

В качестве примеров из истории психологии В. Н. Дружинин приводит со­здание Б. Скиннером «проблемного ящика» как нача­ло исследований по оперантному научению и изобре­тение Г. Эббингаузом «бессмысленных слогов», кото­рое способствовало открытию ряда интересных закономерностей работы долговременной памяти.

Следующим очень важным этапом является фор­мулировка предположений — гипотез. Гипотезы быва­ют теоретическими и эмпирическими.

Теоретические гипотезы существуют как части научной теории и вы­двигаются для того, чтобы восполнить неполноту теоретического знания или устранить имеющиеся в теорий противоречия. К таким гипотезам предъявля­ются требования верифицируемости и фальсифицируемости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)