Формирование речевой деятельности на дошкольном этапе

Ведущий вид деятельности – игра. В процессе игры ребёнок берёт на себя разнообразные роли. Эти новые потребности деятельности дают новый толчок к развитию речи.

Речь ребёнка становится все более связной. Если до 3-х лет речь носила ситуативный характер, то потом она постепенно начинает уступать место контекстной речи. Контекстная речь – связная речи, понимание которой возможно только на основе средств языкового контекста.

Контекстная речь не вытесняет до конца речь ситуативную. На основе этого постепенного перехода развивается диалогическая речь. Она начинает формироваться с первых слов. Значительно расширяется круг жизненных отношений ребёнка. Он знакомится с жизнью и деятельностью людей.

Всё больше в его жизни занимают слова, предметы, люди, отношения, с которыми он знакомится из рассказов взрослых, книг. В этот период возникает новая задача общения – передача своих впечатлений. Активно начинает развиваться монологическая форма речи (с 3-х лет).

Интересно
Специальные исследования проводились А.М. Леушиной: как развивается связная речь у детей с нормальной речью. Наибольшей ситуативностью у детей  дошкольноговозраста отличается речь на тему своего быта. Ситуативность снижается в пересказах.

А когда вводятся картинки, речь снова становится ситуативной. К 5–6 годам ситуативность снижается, и речь в этот период в основном становится контекстной.

Контекстная речь не является возрастной особенностью. В норме с возрастом снижаются показатели ситуативности. Вывод: первичная форма речи – диалог, а не монолог.

В этот период активно формируется новая функция речи – регулирующая функция речи (к 4-м годам). Речь как регулятор поведения становится к 4–5 годам. Слово взрослого регулирует деятельность ребёнка. Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи (программирует интеллектуальную деятельность).

Как указывает Л.С. Выготский, внутренняя речь (речь «про себя» – ребёнок овладевает ею к 3-м годам) вначале имеет форму внешней речи, постепенно переходит во внутреннюю и служит средством планирования и коррекции поведения ребёнка. Таким образом, формы и функции речи развиваются и усложняются.

При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребёнка отличаются импульсивностью, ребёнок затрудняется в выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко переключается на побочные раздражители.

Формирование регулирующей функции речи тесно связано с созреванием лобных отделов мозга. Когда задерживается созревание лобных отделов (при алалии), наблюдается недоразвитие регулирующей функции речи, что ведёт к недоразвитию внутренней речи, и, как следствие, к недоразвитию речевого мышления.

В связи с вопросом о возникновении планирующей функции речи представляют интерес данные о понимании детьми дошкольного возраста словесной инструкции в отношении предстоящей деятельности.

На протяжении дошкольного возраста происходят существенные сдвиги в отношении детей к словесной инструкции. Вначале ребёнок дошкольного возраста способен выполнить инструкцию вслед за её предъявлением.

А в дальнейшем возрастают возможности отсроченного выполнения инструкции.

Появляется следование не только указаниям на тему задания, но и указаниям на способы действия. Отсроченное выполнение указаний, относящихся к теме (предмету) и, главным образом, к способам выполнения задания, является свидетельством того, что способы действия уже выделились для ребёнка из самого процесса выполнения и что, следовательно, появились возможности предварительного планирования своих действий.

Речь приобретает регулирующую и планирующую функции в практической деятельности.

В этот период ребёнок овладевает разговорно-бытовым стилем речи, происходит овладение основными средствами языка, идёт активное совершенствование грамматического строя речи – это период усвоения морфологической системы русского языка (усвоение склонений и т.д.)

Интересно
Идёт активное усвоение союзов и предлогов. Из 39 союзов и союзных слов, которые употребляет ребёнок в сложных предложениях, 24 он усваивает после 3-х лет, 28 – начинает употреблять в речи до 4-х лет (по данным А.Н. Гвоздева).

Также идёт усвоение словесного состава речи. Эту проблему (усвоение словесного состава речи, т.е. умеет ли ребёнок выделять слова из предложения) изучала С.Н. Карпова.

Усвоение словесного состава речи происходит очень медленно. Младшие школьники относятся к предложению как нерасчленённому целому. В 6–7 лет дети (необученные дети) справляются с этой задачей в небольшом количестве.

В период от 3 до 5 лет заканчивается формирование правильного звукопроизношения, а развитие всей фонематической системы (в фонематическую систему входит фонематический слух, фонематический анализ, фонематический синтез) – к 5–6 годам. Тогда появляется интерес к буквам. Звуковому анализу слов ребёнка надо обучать.

Усвоение звуков находится в прямой зависимости от усвоения словаря и грамматического строя речи (чем богаче словарь, тем лучше звукопроизношение).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)