Творчество Юрия Кузнецова

Для творчества Юрия Поликарповича Кузнецова (1941–2003), как и для поэзии Тарковского, характерна высокая степень обобщения.

Изображаемое мыслится, прежде всего, как подспудная действительность, ментальный мир, где действуют концепты, патерны и идеи; многие стихотворения прочитываются как притчи.

Образность Кузнецова отражает мистическое мировоззрение – символизация изображаемого доминирует над репрезентативностью, мир человека постоянно соприкасается с реальностью, сокрытой от материалистического взгляда:

Шёл отец, шёл отец невредим
Через минное поле.
Превратился в клубящийся дым –
Ни могилы, ни боли.
Мама, мама, война не вернёт…
Не гляди на дорогу,
Столб клубящейся пыли идёт
Через поле к порогу.
Словно машет из пы́ли рука,
Светят очи живые.
Шевеля́тся открытки на дне сундука –
Фронтовые.
Всякий раз, когда мать его ждёт, –
Через поле и пашню
Столб крутящейся пыли бредёт,
Одинокий и страшный.

В поэзии Кузнецова часто используются фольклорные мотивы, которые переосмысливаются в контексте истории ХХ века – Великой Отечественной войны, экологической проблематики и технического прогресса (к примеру, в знаменитом стихотворении «Атомная сказка»).

Вечные темы также раскрываются при помощи неожиданных метафор, как, к примеру, трагичность земной любви между мужчиной и женщиной («Дыханий наших встретятся клубы / И молния ударит между ними!»).

Характерно, что даже в стихотворениях о несчастной любви лирический субъект показывается с позиции сильного:

Я пришел – и моими глазами
Ты на землю посмотришь теперь,
И заплачешь моими слезами;
И пощады не будет тебе.

Стихотворения-притчи Кузнецова представляют определенный принцип миропонимания, восходящий к сказке и мифу (в позднем творчестве Кузнецов все больше обращается к православной традиции). В некоторых произведениях принцип миропонимания представлен без соотнесения с конкретным фактом действительности:

Отпущу свою душу на волю
И пойду по широкому полю.
Древний посох стоит над землёй,
Окольцованный мертвой змеёй.
Раз в сто лет его буря ломает.
И змея эту землю сжимает.
Но когда наступает конец,
Воскресает великий мертвец.
– Где мой посох? – он сумрачно молвит,
И небесную молнию ловит
В богатырскую руку свою,
И навек поражает змею.
Отпустив свою душу на волю,
Он идет по широкому полю.
Только посох дрожит за спиной,
Окольцованный мертвой змеёй.

Цикличность конца света и победы человеческого начала над силами зла, обрушение каменного посоха (опоры, памятника) и воскрешение сил зла – все это применимо к теме Великой Отечественной войны (это стихотворение написано в 1977 году, когда в Европе уже предпринимались активные попытки пересмотра ее итогов), однако далеко не только к ней.

Притча раскрывает авторское понимание русской и мировой истории – достижения добра, былые человеческие подвиги (каменный посох) становятся неактуальны, это приводит к кризису, который порождает необходимость нового подвига.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)