Система права

В словосочетании «система права» слово «право» употребляется в первом значении – в объективном смысле. Вопрос о системе права традиционно считается вопросом о системе правовых норм; последние рассматриваются в качестве элементарных, минимальных «клеточек» или «кирпичиков» – элементов системы права.

Правовые нормы – пресловутые «клеточки» и «кирпичики», – в дальнейшем складываются. В более или менее сложные правовые образования. Необходимость в них объясняется тем, что в современной жизни почти не встречается таких общественных отношений, которые можно было бы в достаточной степени урегулировать только одной правовой нормой.

Практически все современные общественные отношения – продукт многочисленных и непростых социальных процессов, требующих для своего урегулирования создания и применения многих и многих, порою, весьма разнородных правовых норм.

Так, правовые нормы, регулирующие известное общественное отношение – отношение известного вида или типа – с различных его сторон дают сложные правовые образования первого (низшего) уровня – правовые институты. Сложными правовыми образованиями второго (более высокого) уровня являются отрасли права – совокупности правовых норм, регулирующих предметно однородные общественные отношения единым методом воздействия.

В зависимости от сложности регулируемых правом общественных отношений и тщательности (глубины) их правового регулирования, в некоторых случаях целесообразным является выделение образований, промежуточных между институтами и отраслями – подотраслей права. Наиболее глобальным, макро-разделением системы права, является его распределение слагающих его норм на нормы права частного и права публичного. Это распределение в литературе обыкновенно именуется основным разделением или дуализмом права.

Критерий разграничения права на публичное и частное до сих пор не выяснен. Известны следующие взгляды по этому вопросу:

  • материальная или теория интереса (право публичное охраняет интерес общества, а частное — отдельных лиц);
  • формальная или процессуальная (защита прав публичных инициируется государством, а частных — частными лицами);
  •  предметная теория (частное право регулирует имущественные, а публичное — неимущественные отношения);
  • субъектная теория (право частное регулирует отношения частных лиц, взятых «сами по себе», а публичное — частных лиц как участников социальных объединений);
  • предметно-субъектная теория (право публичное — правовая форма отношений субординации, а частное — координации);
  • теория метода правового регулирования (право публичное — право велений и запретов, а частное — право диспозитивных начал);
  • объектная теория (частное право представляет собой форму поделения благ для индивидуального пользования ими, а публичное – форму приспособления благ к пользованию общему);
  • телеологическая теория (та же теория интереса, но приложенная не к нормам права, а к субъективным правам) и субъектно-телеологическая теория (возможности, предоставляемые для достижения целей, предустановленных извне, суть права публичные, а приобретаемые для достижения целей, определяемых самим их субъектом – частные).

Представляется, что вопрос большего или меньшего успеха в деле поиска критерия основного разделения права гораздо менее важен, чем самая постановка такого вопроса. Идея разделения права на публичное и частное позволяет не только ясно увидеть главную задачу всякого правового регулирования – сплачивая общество не подавить личности, но в то же время культивируя личность, не развалить общества – но и разделить все регулируемые правом общественные отношения на два типа: публичные и частные.

Надлежащее содержание отношений первого типа (публичных) предопределено «сверху» государством исходя из одному ему известных соображений; вторых (частных) – определяется самими участниками этих отношений исходя из своих собственных потребностей и интересов.

Первые «закрыты» для «творчества» частных лиц; вторые – для вмешательства «общественности». Нормы права и поведенческие возможности, обслуживающие отношения первого типа, называются публичными; второго – частными. Можно сказать, что частное право есть формальная сторона общественного спроса, а публичное – форма государственного ответа на этот спрос (социального предложения).

Все отрасли права распределяются (по своему предмету) на отрасли права материального и процессуального; при этом отрасли материального права распадаются (по своим функциям) на отрасли права регулятивного и охранительного. Представление о системе современного российского права получается наиболее наглядным, если сперва рассмотреть все отрасли материального права (публичного и частного), а в завершение – отрасли права процессуального (которые относятся только к публичному праву).

В систему российского материального права обыкновенно включают следующие отрасли права публичного и регулятивного:

  • конституционное право, распадающееся на:
  • право государственное, нормы которого устанавливают основы государственного (организованного территориального, политического и социально-экономического) устройства российского общества, определяют типы государственных образований, функционирующих на территории России, ставит им цели и задачи, закрепляет принципы их организации и деятельности, систему и основные полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной власти, высших должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, порядок их избрания, назначения и смещения, а также регулирует исполнение возложенных на них функций в области внешней и внутренней политики;
  • право муниципальное, нормы которого делают примерно все то же самое, что и нормы права государственного, только применительно не к государственному, а к муниципальному (т. е. организованному, территориальному, социально-экономическому, но не политическому) устройству общества.
  • административное право, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в процессе отправления государственной
    и муниципальной службы – исполнения государственными и муниципальными органами и должностными лицами возложенных на них неполитических функций и реализации ими контрольных, надзорных и распорядительных полномочий, их взаимодействия друг с другом, а также с частными лицами – гражданами и организациями;
  • финансовое право, регулирующее основы государственного денежного хозяйства и распадающееся на:
  • право денежно-кредитное, устанавливающее денежную единицу Российской Федерации, регулирующее эмиссию наличных денег на ее территории, основы организации наличного и безналичного денежного обращения, определяющее основы деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России), существо, методы и порядок проведения в жизнь государственной денежной, валютной и кредитной политики;
  • право бюджетное, регулирующее порядок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета, определяющее правовое положение Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, систему органов и должностных лиц, ответственных за формирование и исполнение бюджета, их полномочия, порядок и методы деятельности;
  • право налоговое, определяющее основы государственной налоговой системы и политики, устанавливающее виды, основания и порядок уплаты (взимания) налогов в бюджеты различных уровней, систему и полномочия налоговых органов и их должностных лиц, состав, права и обязанности налогоплательщиков.
  • право социального обеспечения, устанавливающего систему государственных, общественных и частных гарантий социального благополучия граждан, в т. ч. в процессе получения ими общего и профессионального образования, исполнения ими служебных и трудовых функций, в сфере здравоохранения и пенсионного обеспечения;
  • экологическое и земельное (природно-ресурсное) право – совокупность правовых норм, определяющих административные условия возникновения и развития общественных отношений в сфере, затрагивающей состояние окружающей природной среды и связанной с эксплуатацией земельных и иных природных ресурсов, – участков недр, лесного и водного фонда, растительного и животного мира, атмосферного воздуха;
  • международное публичное право, определяющее основы и закрепляющее результаты сотрудничества Российской Федерации с себе подобными субъектами международных отношений (другими государствами, их союзами, международными организациями и наднациональными объединениями) в гуманитарной, экономической и военной сфере, в сфере поддержания и защиты международного публичного порядка, участия Российской Федерации в союзах государств, международных организациях и наднациональных образованиях.

К числу материальных отраслей публичного права охранительного назначения относятся:

  • уголовное право, – право, регулирующее общественные отношения, возникающие в связи с назначением наказаний за совершенные преступления – наиболее тяжкие общественно-опасные деяния, посягающие на основы государственного и социально-экономического устройства российского общества, основополагающие права и свободы личности;
  • право административной ответственности, т.е. совокупность правовых норм, устанавливающих ответственность за административные правонарушения – деяния, не столь тяжкие, как преступления, но тем не менее общественно-опасные и посягающие, главным образом, на основные начала осуществления экономической деятельности и порядок управления.

Система российского частного права складывается из следующих отраслей права материального и регулятивного – права:

  • гражданского – т.е. права, определяющего положение частных лиц, правовой режим материальных и нематериальных благ, и регламентирующего (как правило, диспозитивным методом) имущественные и неимущественные общественные отношения, основанные на принципах юридического равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников – отношения частных лиц, или частные отношения;
  • семейного – т.е. права, определяющего условия и порядок вступления в брак и прекращения брака, регулирующего статус супругов, родителей, детей и иных членов семьи в сфере складывающихся между ними имущественных и личных отношений;
  • жилищного – т.е. права, определяющего формы, условия и порядок удовлетворения жилищных потребностей граждан, осуществления приватизации и деприватизации жилых помещений, основы взаимодействия граждан в сфере жилищных отношений с себе подобными (частными лицами), с органами государственной власти и местного самоуправления;
  • трудового – т.е. права, определяющего статус гражданина как работника (его способности, права и обязанности в области осуществления права на труд, порядок и условия поступления на работу, содержание трудового договора, гарантии в сфере обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы, определенного времени для отдыха, безопасных условий труда и пр.);
  • потребительского – т.е. права, определяющего особенности правового положения гражданина как потребителя в его взаимоотношениях с коммерческими организациями, реализующими товары, выполняющими работы и оказывающими услуги неопределенному кругу лиц;
  • коммерческого или торгового – т.е. права, которое определяет особенности правового положения коммерсантов – лиц, профессионально занимающихся деятельностью по оптовой продаже товаров, торговому посредничеству и оказанию различного рода услуг, содействующих торговле и посредничеству;
  • корпоративного – т.е. права, регулирующего так называемые
    «внутренние» отношения в корпорациях – отношения лиц-участников коммерческих и некоммерческих организаций корпоративного устройства, выражающихся в их возможностях принимать участие в управлении делами таких организаций, участвовать в имущественной и неимущественной областях их деятельности, а также пользоваться их услугами;
  • международного частного – т.е. права, регулирующего деятельность суда по определению правопорядка, применимого к отношениям частных с международным (или иностранным) элементом. Наконец, к числу отраслей права процессуального типа (которые, как мы уже сказали, относятся только к публичному праву) относятся:
  • гражданское и арбитражное процессуальное право, регулирующее процесс осуществления гражданского правосудия, т.е. правосудия по гражданским, семейным, жилищным, трудовым, потребительским, коммерческим и корпоративным (экономическим) спорам, а также по делам особого производства, затрагивающим права и обязанности частных лиц;
  • административное процессуальное право, т.е. право, регламентирующее производство по делам из административных правонарушений, а также административное и судебное разрешения споров, возникающих из такого производства;
  • уголовно-процессуальное право, регламентирующее основания возбуждения и прекращения уголовных дел, порядок ведения дознания и предварительного следствия, а также осуществления правосудия по уголовным делам (делам о назначении наказания за преступления);
  • исполнительное право, регулирующее процесс исполнения судебных актов по имущественным и неимущественным спорам частных лиц, административным делам, а также уголовных наказаний, назначенных вступившими в законную силу обвинительными приговорами.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)