Процессуальные теории мотивации

Теория ожиданий В. Врума основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности, что его потребности будут удовлетворены.

Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным условием мотивации человека на труд.

Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению его потребностей или приобретению желаемого. Особое значение в этой теории приобретает понятие «ожидание», которое можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события.

Теория основывается на использовании трех переменных:

  • взаимосвязи между затратами труда и результатами: оценивается субъективным ожиданием то, что затрата определенного количества усилий приведет к получению необходимого результата;
  • взаимосвязи между результатом и вознаграждением: оценивается степенью уверенности работника в том, что достигнутый в обусловленных пределах результат приведет к получению желательного вознаграждения;
  • привлекательности (валентности) вознаграждения: полезности, связываемой работником с потенциальным результатом или вознаграждением, которые могут быть получены в результате выполнения работы. Она рассматривается в качестве цели или потребности индивида.

Теория справедливости С. Адамса гласит, что человек, считающий свой труд недооцененным, будет уменьшать затрачиваемые силы на выполнение работы. Стеси Адамс считал, что каждый человек субъективно определяет отношение полученного вознаграждения к усилиям, затраченным на выполнение работы, а затем соотносит это отношение с аналогичным по отношению к другому работнику, выполняющему такую же работу.

Если такое сравнение приводит работника к выводу, что эти относительные величины приблизительно равны, то ситуация воспринимается как справедливая. Если результаты сравнения показывают дисбаланс, то человек считает, что имеет место несправедливость (недоплата или переплата за труд).

Модель Л. Портера – Э. Лоулера включает элементы теории ожидания и теории справедливости, показывает, насколько важно объединить такие понятия, как «усилия», «результаты», «вознаграждения», «способности», «удовлетворение» и «восприятие», в рамках единой взаимосвязанной системы.

Наиболее важный вывод этой теории состоит в том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения потребностей (это прямо противоположно тому, что думает по этому поводу большинство управленцев).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)