Понятие найма на работу
Функционирование организации государственной или частной, коммерческой или некоммерческой возможно только тогда, когда в ней появятся люди – персонал. От того, насколько профессиональный и сплоченный коллектив будет реализовывать цели организации, зависит эффективность компании. Не случайно ученые придают большое значение процессу найма на работу, так как «от достоинств отбора и отборочного решения зависит успех, а может и судьба предприятия».
А. Я. Кибанов считает, что поступление человека на работу – увеличение инвестиций и создание условий и связей долгосрочного действия организации. Кроме того, процесс найма персонала связан с затратами для организации, к которым чаще всего относят экономические, психологические, временные.
Например, к ошибкам можно отнести причинение вреда организации в целом или при выполнении поставленной цели в частности, ускользнувшая выгода, формирование отрицательного психологического климата в коллективе и т. д. Поэтому процесс приема на работу можно отнести к одному из важнейших стратегических мероприятий в организации и наиболее значимой функции управления персоналом в компании.
Основной задачей при найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении.
Поставленную задачу можно решить тремя различными способами:
- во-первых, кадровая служба организации осуществляет наем на работу, т. е. специалист кадровой службы принимает заявку о количестве и качестве необходимого персонала от руководителей подразделений, а затем выполняет поиск, привлечение и отбор самостоятельно;
- во-вторых, руководители подразделений, нуждающихся в персонале, самостоятельно ищут, привлекают и отбирают новых работников, представители кадровой службы только осуществляют оформление необходимой документации по приему работника в организацию;
- в-третьих, слияние первого и второго вариантов, т. е. процесс найма осуществляют работники кадровой службы и руководители подразделений, нуждающихся в персонале, совместно. Это наиболее эффективный вариант, так как кадровик должен знать, каким образом искать, привлекать и отбирать персонал, а руководители подразделений должны знать каким качествами необходимо обладать работнику, т. е. вероятность отбора наиболее подходящего кандидата для реализации целей организации значительно повышается.
Прием работника в организацию подвержен воздействию множества факторов, весомыми среди них являются общая кадровая политика, предъявляемые требования к новым работникам и их уровень; имидж фирмы как работодателя, сложившийся на рынке труда. Процесс найма нового работника в организацию состоит из определенных этапов, которые в строгой последовательности проходят сотрудники организации.
А. Я. Кибанов выделяет следующие этапы процесса найма на работу:
- Привлечение персонала:
1.1. Выработка стратегии привлечения, обеспечивающей согласование соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией.
1.2 Выбор варианта привлечения (время, каналы, рынки труда).
1.3. Определение перечня требований к будущим сотрудникам, совокупности процедур, форм документов, методов работы с претендентами.
1.4. Установление уровня оплаты труда, способов мотивации и перспектив служебного роста.
1.5. Осуществление практических действий по привлечению персонала. - Отбор персонала – процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
- Назначение или утверждение кандидатов в должности, заключение с ними трудового договора.
- Проверка эффективности их адаптации и работы в начальный период.
М. И. Магура, рассматривая процесс найма персонала как комплексный подход, выделяет семь этапов приема на работу:
- Определение потребности в персонале с учетом основных целей организации.
- Получение точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность.
- Установление квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы.
- Определение личностных и деловых качеств.
- Поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор адекватных методов привлечения подходящих кандидатов.
- Определение подходящих методов отбора кадров, позволяющих лучше оценить пригодность кандидатов к работе в этой должности.
- Обеспечение наилучших условий для адаптации новых работников к работе в организации.
Итак, оценив предложенные варианты, можно определить, что при процессе приема работников в организацию необходимо выполнить следующие виды деятельности:
- запланировать потребность в персонале, т. е. прогнозировать новые рабочие места, собрать информацию о требованиях к новым должностям и разработать квалификационные требования, а также требования к деловым и личностным качествам кандидата, необходимым для достижения цели организации;
- привлечь работников, т. е. определить источники и методы привлечения нового сотрудника в организацию;
- отобрать претендентов на вакантную должность;
- назначить кандидата на должность, т. е. заключить с кандидатом трудовой договор или контракт;
- провести адаптацию нового персонала в организации.
Детализация требований к вакантным должностям осуществляется специалистами отдела по управлению персоналом совместно с руководителями подразделений путем разработки определенных документов (должностная инструкция, квалификационная карта, карта компетенций).
С точки зрения определения насколько эффективно кадровая служба осуществляет поиск и прием на работу, В. В. Травин и В. А. Дятлов предлагают использовать качественный показатель, который рассчитывается по следующей формуле:
Кн = (Рк + Пр + Ор) : Ч,
где Кн – качество набранных работников, %;
Рк – усредненный суммарный рейтинг качества выполненной работы набранными работниками;
Пр – процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года;
Ор – процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года;
Ч – общее число показателей, учтенных при расчете.
К таким альтернативным вариантам приема на работу относится реорганизация предприятия, поиск способов повышения производительности труда, предложение сотрудникам сверхурочной работы, привлечение временных или сезонных работников, а также использование услуг аутсорсинга.
- Управление коммуникациями организации
- Роль коммуникации в управлении
- Морально-психологический климат как один из показателей эффективности
- Сущность и задачи системы вознаграждения персонала
- Характеристика системы подготовки кадрового резерва
- Способы оценки эффективности профессионального обучения
- Сущность профессионального развития
- Особенности оценки эффективности работы государственных служащих
- Показатели эффективности процесса адаптации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу