Понятие и особенности иностранных юридических лиц

Проведя анализ отечественной научной и учебной правовой литературы, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единое мнение относительно того, какие юридические лица относить к категории иностранных юридических лиц.

С одной стороны, ряд авторов, например, М.Л. Варданян считают, что под иностранными юридическими лицами на территории Российской Федерации следует понимать юридические лица, которые учреждены, зарегистрированы и действуют на основании законодательства иностранного государства.

По мнению ряда других авторов, отличительным признаком иностранного юридического лица выступает наличие у него административного центра принятия итоговых решений не в Российской Федерации, а в каком-либо ином государстве.

Ряд еще дореволюционных ученых настаивали на том, что иностранным юридическим лицом можно считать лишь только такое юридическое лицо, которое осуществляет выполнение работ, оказание услуг, либо производство товаров за пределами России, а если данные условия не выполняются, то юридическое лицо подпадает под юрисдикцию российского права и не может считаться иностранным юридическим лицом.

Мы, в свою очередь, обращаем внимание на то обстоятельство, что российское законодательство исходит в определении личного закона хозяйствующего субъекта из принципа инкорпорации (регистрации) данного субъекта (в ГК РФ).

В гражданско-правовой доктрине этот закон (принцип) может формулироваться как коллизионный критерий, коллизионный принцип, формула прикрепления и т.д. Суть этого принципа раскрывается в специальном российском законодательстве, освящающем вопросы регистрации юридических лиц, нормы которого носят несколько общий характер.

Согласно данному принципу привязка юридического лица к стране осуществляется в зависимости от места расположения исполнительных органов данного юридического лица.

Интересно
Несколько интересную ситуацию мы наблюдаем с момента присоединения к Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя. Все юридические лица, которые находились на территории указанных регионов должны были в соответствии с гражданским законодательством заявить в уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации в определенные промежутки времени о том, что они являются юридическими лицами с российской юрисдикцией. После этого, необходимо было пройти перерегистрацию и получить соответствующие документы, удостоверяющие, что данные юридические лица являются российскими юридическими лицами.

Если по каким-либо причинам они это делать не хотели, то они могли осуществлять свою деятельность через свои обособленные подразделения (филиалы и представительства).

Попробуем дать определение понятию иностранного юридического лица, проанализировав специальные нормы российского законодательства. Следует отметить, что в федеральном законодательстве также нет единого подхода в определении понятия хозяйствующих субъектов, а также иностранных юридических лиц.

Так, федеральное валютное законодательство и законодательство о валютном контроле оперирует понятиями «резидент» и «нерезидент». При этом, к последней категории данные законы относят трансграничных юридических лиц (транснациональные компании), а также зарубежных юридических лиц. Таким образом, данные нормы содержат коллизионную привязку инкорпорации и оседлость.

В свою очередь, законодательство об экспортном контроле под иностранными юридическими лицами понимает те юридические лица, права и обязанности которых определяются иностранными государствами (как правило – по месту создания данных юридических лиц).

Российское инвестиционное законодательство содержит в качестве критерия отнесения юридического лица к категории иностранных место учреждения данного юридического лица. Кроме того, к иностранным инвесторам относятся такие иностранные юридические лица, уполномоченные к осуществлению инвестиционной деятельности в России согласно законодательству государства, в котором они были образованы.

Иностранные компании могут осуществлять свою предпринимательскую деятельность на своей территории в соответствии с законом. Однако, при их деятельности на территории других государств возникает проблема, связанная с тем, что в разных государствах могут не совпадать организационно-правовые формы и формы собственности юридических лиц. И, следовательно, в своей деятельности и организации иностранные лица ограничены законодательством страны, в которой они собираются вести свою хозяйственную деятельность.

В связи с этим, возникает необходимость, во-первых, определить пределы действия законодательства страны места происхождения данных юридических лиц, во-вторых, пределы воздействия на их деятельность законодательства страны, в которой они собираются осуществлять свою хозяйственную деятельность.

Особенную актуальность подобная дилемма приобретает для деятельности иностранных юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельности, так как Российская Федерации, как и любое иное государство, заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций на свою территорию.

В этом заключается особенность российского инвестиционного законодательства. С одной стороны – оно должно установить полный контроль российского права над иностранными юридическими лицами, осуществляющими инвестиционную деятельность в Российской Федерации, а с другой стороны – создать максимально комфортные условия иностранным инвесторам для продолжения инвестиционной деятельности в России.

Интересно
Если государства обращается к теории контроля, то деятельность иностранных юридических лиц решается по следующему принципу: все коммерческие организации, осуществляющие инвестиционную деятельность создаются только по российскому законодательству; их деятельность регулируется специальным инвестиционным законодательством.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что: понятие «иностранное юридическое лицо» следует более активно использовать в российском законодательстве; в законодательстве России нет единого подхода в его определении.

Это создает определенные трудности как с определением правового статуса иностранных юридических лиц, так и с защитой, с одной стороны, прав, свобод и законных интересов иностранных инвесторов, а с другой стороны, Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)