Объект и предмет педагогического исследования

Выделение объекта и предмета исследования – достаточно сложная методологическая задача не только для начинающего, но и для зрелого исследователя. Понятие объект исследования нетождественно понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область исследования». В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания.

Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного. В широком смысле, объект исследования – это носитель той или иной проблемы, это определенная реальность, не зависящая от исследователя. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что будет рассматриваться исследователем?

Объект исследования в педагогике – это некое явление (процесс, система), на которое направлено внимание исследователя в рамках конкретной научной работы. Оно ограничено во времени и пространстве и существует независимо от субъекта познания. Например, это может быть образовательный процесс профессиональной подготовки педагога (инженера, врача и т.д.) в вузе, процесс становления новой образовательной системы, социализация одаренных детей, система социальнопедагогической поддержки неблагополучной семьи и т.п.

Подчеркнем, что объектом исследования становится лишь та реальность, которая начинает осваиваться познающим субъектом в процессе научно-исследовательской деятельности. Не совсем корректно называть объектом исследования, например, учреждение начального профессионального образования или спортивную секцию в общеобразовательной школе.

Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе. Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому и детальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования.

Интересно
Предмет, как отмечалось, обозначает тот аспект объекта исследования (либо контекст его рассмотрения), относительно которого будет получено такое знание. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.

Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании. Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все, притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем неограниченное число элементов, свойств и отношений.

При создании и экспериментальной проверке проекта какой-либо социально-педагогической модели в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены: определение ценностных и функциональных приоритетов в деятельности (целевой аспект); характеристика направлений работы (содержательный аспект), способы реализации ценностей и направлений работы (деятельностнооперациональный аспект).

Предметом педагогического исследования могут быть особенности отношений в трудовом коллективе; способы осуществления продуктивного взаимодействия в образовательном процессе; факторы педагогизации среды; связи между факторами, влияющими на развитие детей; закономерности социализации подростков в условиях определенной среды и т.п.. Предмет педагогического исследования непременно должен включать связи образования с внешней средой, собственно педагогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии.

Предмет исследования формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения. Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения, на некоторую концепцию изучаемого. Так, например, начало исследования проблемы поиска подходов и механизмов становления коммуникативной компетентности студентов – будущих педагогов в образовательном пространстве вуза предполагает опору на следующие концептуальные ориентиры: структура профессиограммы общепедагогической; содержание и принципы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании; критериальнодиагностические требования к формированию профессионализма будущего педагога.

Выделение предмета исследования – это уже начало теоретического анализа, определения некоторых оснований и целевых установок последующей исследовательской работы. Определяя предмет исследования, исследователь одновременно открывает возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Представляется продуктивным в качестве предмета выделить границы применения тех явлений и процессов, которые выступают как объект исследования.

Итак, необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, объект, а с другой – то, относительно чего он обязуется получить новое знание – предмет его научной работы. Причем, новое знание будет лишь о чем-то одном, выделяемом как специальный и оригинальный предмет изучения, и это будет реальный вклад в педагогическую науку. Необходимость получения такого нового знания определяет основной смысл исследования.

Приведем примеры методологически корректного обозначения объекта и предмета исследования в соответствии с его темой (по материалам выпускных квалификационных работ студентов специальностей «Социальная педагогика» и «Педагогика»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)