Латентные функции учебных предметов связанных с информационными технологиями

Современность принято называть информационной эпохой, что характеризует ее как проявление особого внимания ко всем видам информации. Еще совсем недавно в общественном сознании царила некоторая эйфория по поводу того факта, что любую информацию оказалось возможным упаковывать и передавать практически моментально и на любое расстояние.

Не оправдались ожидания людей, считавших внедряемые в обиход цифровые технологии таким инструментом, который сделает бюрократический документооборот более прозрачным и компактным. Технологии продолжают стремительно развиваться, но отношение к ним и к содержанию информации ими структурируемой становится все более сдержанным и осторожным.

Связано такое изменение поведения людей, в первую очередь, с кратно возросшими потоками информации, расширяющимися по экспоненте, и буквально затопляющими своим объемом человеческую способность восприятия. Можно предположить, что в современных условиях наиболее востребованным умением или, говоря другим языком, компетентностью становится умение ориентироваться в информационном потоке, вычленяя из него наиболее существенные моменты.

Такое умение стоит особняком к содержанию программы обучения в вузе, хотя практически все учебные дисциплины стремятся научить студентов выделять главное и игнорировать второстепенное. На практике именно такое стремление преподавателей предметников оказывается своего рода ловушкой для неготовых к этой работе студентов.

«Обилие» главного становится проблемой не только для усвоения содержания отдельных предметов, такое обилие порождает конформизм и инфантилизм по отношению ко всему образовательному процессу в целом и экстраполируется на другие области жизни.

Студент оказывается уже не в точке бифуркации, а в бифуркационном поле, насыщенном максимальным числом фреймов, то есть осколков информации, из которых ему трудно составить целостную картину мира.

Более того, в состоянии неопределенности сознание как бы замирает и пропускает мимо себя все, что требует остановки и сосредоточения. Интеграция отдельных информационных событий в единый фрагмент, в котором помимо того, что в некое единое целое сплетаются предметные факторы, такие как инструменты, орудия, средства труда и т. д., предполагает наличие у такого укрупненного фрагмента свойства открытости к взаимодействию с другими крупными фрагментами.

Интересно
Стоит обратить внимание именно на описанное свойство констелляции укрупненных информационных фрагментов, на их границах, размытых и проницаемых осуществляется основное построение целостной картины мира. Границы укрупненных фрагментов информации похожи на мембрану человеческой клетки по функции избирательной прозрачности для потоков одного типа и закрытости для других.

Говоря по-другому, отдельные информационные сигналы из вне либо оседают в сознании и там работают, взаимодействуя с другими сигналами, либо проскакивают мимо сознания, не оставляя следа. Вся современная совокупность информационных технологий, по сути, выросла из проблематики обработки и упорядочивания информационных сигналов, воспринимаемых человеком.

Технологии призваны облегчить современному человеку ориентацию в море потоков и смыслов, свободно дрейфующих в окружающей среде. Но именно в этой их функции кроется опасный для человека аспект порождения пассивности самого человека по обработке и принятию в качестве установки получаемой информации. Искушение передать функцию отбора и структурирования информационных сообщений некой третьей, обезличенной субстанции велико.

Но ведь даже активно разрабатываемый в последние годы искусственный интеллект (ИИ) остается внешним, обезличенным живому человеку фактором. Молодые люди, с детства привыкшие к тому, что их окружают послушные и простые в эксплуатации многочисленные девайсы, фактически утрачивают способ- ность самостоятельно производить наполненные личностным смыслом продукты.

У многих из них формируется так называемая «внешняя па- мять» , когда для получения рационального ответа на вызовы времени, люди обращаются за подсказками к искусственно созданными накопителями памяти. Личностный опыт при таком подходе не вырабатывается в виде пережитого и потому своего опыта, опыт жизни оказывается заимствованным и чужим.

Опыт такого типа не вписывается в цивилизацию универсального социокода, устойчивого при трансляции другим адреса- там. Возникает ситуация определенной атомизации и закрытой локальности пространства коммуникации для конкретного индивида. Человек не только утрачивает способность самому конструировать реальный опыт, но и становится не восприимчивым к опыту другого.

Особенно опасность атомизации возрастает при коммуникации между поколенческими стратами, когда фрагменты накопленного ценностного опыта не воспринимаются адекватно следующим поколением и возникает цивилизационный раскол. Информационные технологии в системе высшего образования представлены упорядоченным по своей области текстом, который называется дисциплина. Перед каждой учебной дисциплиной стоит ключевая за- дача заботы об интеграции знаний и опыта в значимый фрагмент.

Интересно

При этом сама по себе учебная дисциплина способна только помогать решению поставленной задачи, но никак не решать её. Делегирование учебной дисциплине функций ей не присущих, превращает дисциплину в квази- продукт символического конструирования вырванной из контекста реальности . С дисциплинами, связанными с изучением информационных и цифровых технологий, в силу их востребованности, опасность подобного превращения очевидна.

Замыкаясь на себе, учебный материал дисциплин информационной направленности может стать для учащихся ограничивающим фактором построения картины мира. При таком повороте не информационные технологии становятся прикладным аспектом бытия человека, а сам человек становится прикладным аспектом к технологическому оформлению реальности.

Опасность подобного обращения хорошо известна специалистам в области образования, что не делает ее менее угрожающей. Преодоление подобного исхода обучения возможно только при обращении учащихся к не технологическим ресурсам исторического опыта их предшественников. В исторической перспективе то, что принято рассматривать как цивилизационное или эволюционное преимущество, в итоге превращает обладателей этого преимущества в аутсайдеров процесса развития.

Система образования, обеспечивающая цивилизации поступательное развитие, должна учитывать этот эффект при формировании образовательных программ. Обобщением высказанного в статье суждения может служить рекомендация наполнения учебных программ информационной и цифровой технологической наполненности, содержанием, далеким от современных приемов и методик обучения, традиционно существующих в каждой культурной матрице и обеспечивающих системе образования устойчивость в ходе эволюции.

Личностное конструирование реальности способствует наполнению ее такими смыслами, которые понятны ее авторам и именно поэтому годны к употреблению, тогда как заимствованный не критично опыт остается внешним и не понятным для индивида.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)