Доступность высшего образования для лиц с нарушением зрения
Проблема доступности получения высшего образования для лиц с нарушением зрения приобретает в наше время особую актуальность. Понимание педагогами физиологических и психических особенностей лиц с нарушением зрения, а также обеспечение их специализированным оборудованием – является одним из важных факторов, определяющих качество обучения, социализации и реабилитации этих студентов.
Инвалиды по зрению составляют минимальную по численности, но крайне непростую для обучения в вузе группу студентов.
Однако это та категория инвалидов, которая обладает наилучшими возможностями в смысле успешной профессиональной деятельности.
По степени нарушения зрения и зрительным возможностям различают следующие подкатегории (таблица 1).
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории:
- слепорожденные – это дети, родившиеся с полной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не обладают зрительным представлением, и весь процесс социализации происходит в условиях полного вы- падения зрительной системы;
- ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Развитие у слепых познавательных процессов, таких как логическое мышление, память, речь протекает хорошо. Но нарушение взаимодействия чувственных функций проявляется в своеобразии мыслительной деятельности с развитием абстрактного мышления. Это проявляется в пространственной ориентации и развитии двигательной активности.
Нарушение данных функций приводит к тому, что цветоощущение объектов может быть нарушено, следственно это и служит основанием для ошибок восприятия учебной информации. Образовательные организации должны учитывать этот момент и составлять учебный план с учетом данных особенностей.
С точки зрения психологии, следует учитывать особенности эмоционально-волевой области, социализации и коммуникации, так как процесс обучения студентов с нарушением зрения проходит не просто. Многие сталкиваются с неблагоприятным опытом взаимодействия со сверстниками.
Поэтому очень важна психолого-педагогическая работа с данными студентами. Они обязаны оптимизировать адаптацию незрячих и слабовидящих студентов в вузе.
Следует выделить и еще один важный аспект обучения данной категории лиц в вузе. Их обучение требует дорогостоящего технического обеспечения, включая специализированные программы, производство брайлевской литературы, сопровождение специализированного программного обеспечения.
- Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Из истории психологии
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу